11.10.2015

Горный Алтай. Этот край полон чудес и загадок… – Алтай (Россия)

Все фото рассказа о поездке в Алтай Горный Алтай. Лучше гор могут быть только горы&hellip,

Я родилась и выросла на Алтае (в Барнауле), но сейчас живу в Питере, поэтому поездка в Горный для меня была не первая, но самая насыщенная, красивая и душевная. Когда живешь там, то ты не ценишь тех красот что тебя окружают в трех часах езды, а когда живешь далеко, то не перестаешь восхищаться величию и красоте Горного Алтая. Я по-прежнему считаю, что Горный одной из самых красивых мест на Земле! Не надо возводить никакие замки, храмы и пирамиды природа сама сотворила чудеса, разместив почти на 100 тысячах кв.км. горы, озера, реки, пещеры, водопады, леса, тайгу, луга и даже пустыни.

В поездке в наших планах было остановиться на 4 дня в Онгудае (точнее 11 км. от него еще) с ежедневными вылазками и потом 1 день в Чемале. В общем, если описать наш маршрут в 5 словах, то так: Онгудай Акташ Кату-Ярык Кош-Агач Чемал.

Итак, наша поездка началась в 10 часов утра из Барнаула на автомобиле Hyundai Tucson. И нас три человека я, мой жених и друг нашей семьи. Все необходимы продукты мы купили в Бийске и поехали дальше, держа путь в Онгудай, на заранее забронированную базу отдыха Янтарный сад. По пути мы остановились в Сростках ( 36 км. от Бийска) родина Василия Макаровича Шукшина. Ежегодно там проходят Шукшинские чтения, а ежедневно там продают очень вкусные пирожки с картошкой, трубочки с вареной сгущенкой и рыба&hellip, чуть вглубь стоит киоск с рыбой разных видов разных копчений-сушений. Любителям рыбы однозначно стоит там купить ее, потому что в Горном Алтае такую можно не найти уже. Больше мы нигде по пути не останавливались. Скорость примерно 80 км/ч, не считая населенных пунктов, перевалов, крутых поворотов и коров, которые любят стоять посреди дороги в своих философских раздумьях. Дорога везде отличная, кроме дороги на Кату-Ярык, но об этом немного дальше.

Примерно в 19 часов мы приехали на нашу базу, состоящую из двухместных домиков на берегу реки Урсул. Все чистенько, аккуратненько, приветливый хозяин Александр, у которого можно узнать о достопримечательностях, купить свежего молока, сметаны или творога. Ресторана и дискотеки там, конечно же нет, вокруг только горы, небо, река, запах трав, яблони, коровы, цветочки, полевые хори, кузнечики и ни одного комара. Ах, жизнь, ты прекрасна!

На второй день мы решили никуда не ездить и сходить пешком в гору, которая рядом с базой. Вид с горы потрясающий, и добавляет своей красоты в это вид тот путь, что ты сам проделал ногами, взбираясь на эту гору час полтора. На горе, помимо дикого лука растет много интересной разной травы и цветов.

На третий день началась более экстремальная поездка на перевал Кату-Ярык один из самых захватывающих и сложных перевалов Алтая. Перевал находится на участке дороги, ведущей от села Балыктуюль на юг Телецкого озера. Доехав до Акташа, мы свернули налево по указателю Усть-Улаган. В нескольких километрах от села дорога, пересекая по мостику реку Чибитку, проходит между высоких скал с ярко-выраженным красноватым оттенком. Это место называется Красные Ворота (памятник природы) результат взрывных работ в 30-х годах прошлого века, когда прокладывалась дорога на Улаган.

От Акташа до перевала Кату-Ярык 124 км., но ехать их придется очень долго. По дороге нужно не только любоваться и фотографировать потрясные виды, но и аккуратно проезжать подъемы, спуски и объезжать неровности.

Многочисленные озера (Узункель, Балыктукёль и другие) Улаганского плато делают дорогу очень живописной. На вершине Улаганского перевала имеется смотровая площадка с беседкой и ритуальными деревьями в белых ленточках. По дороге уже начинают встречаться указатели на алтайском языке. Дождь сменяется солнцем, асфальтированная дорога сменяется грунтовой. За бортом вместо 27 градусов термометр в горах показывал 10-12. Не жарко!

В Улагане необходимо проехать через центр села в направлении Чулышмана, ориентируясь на указатель на село Балыктуюль. В Балыктуюле необходимо поехать по указателю на Балыкчу. Вот тут и начинается самая&hellip, плохая дорога протяженностью 31 км. Удобно ехать на высокой машине, но в основном нам встречались седаны, а одна машина даже ехала на запаске хоть на Оке можно, главное чтобы дождя не было.

И вот спустя 1,5 часа езды (от Балыктуюля) нашему взору открылся великолепный, просторный вид на перевал Кату-Ярык. На высшей точке перевала расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

Автомобильный спуск уходит вправо мы спускаться туда не стали даже на нашей машине был шанс там застрять на подъеме. Но на такой случай внизу есть ГАЗик, который за определенную плату вытаскивает машины тех, кто все же поверил в свои силы подняться наверх, но переоценил их. До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было вообще, жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро.

Мы выехали в 9 утра, а вернулись обратно на базу только в 10 вечера. И я уснула с улыбкой на лице…

На четвертый день мы поехали в Курайскую степь. В этот день мы уже не торопились, потому что дорога тут везде асфальтированная, расстояние меньше, а значит, у нас больше времени, чтобы останавливаться, фотографировать и как всегда объезжать нерасторопных коров и овец, стоящих на дороге. Нас так увлекли и не отпускали эти горы, что мы доехали до Кош-Агача. Дальше, к сожалению, уже нельзя только по пропуску или визе, так как дальше Монголия.

Итак, что можно посмотреть по дороге от Онгудая до Кош-Агача:

Перевал Чике-Таман на 659 км. Чуйского тракта с небольшой обзорной площадкой и торговлей сувенирами и носками из верблюжьей шерсти. Дорога петляет, особо не разгонишься и надо быть внимательным, о начале перевала предупреждает указатель. С вершины можно увидеть старую заросшую дорогу, которая действовала до начала 20 века. Посмотришь в одну сторону вверх уходят высокие скалы, взглянешь в другую глубочайшие обрывы и великолепные горные панорамы.

Дальше справа от трассы на 706 км. расположены оленные камни. Возможно, каменные стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган.

На 712 км. происходит слияние Чуи и Катуни. Это священное для алтайцев место. Превосходная панорама окрестностей слева долина реки Чуи, вдоль которой бежит Чуйский тракт. Справа расположена долина Катуни, вдоль которой петляет горная дорога. Там хочется сидеть под горным солнцем, слушать шум воды и ветра, думать о вечном и никуда не уезжать!

Изваяние каменного воина Кезер-Таш на 728 км. Чуйского тракта. Оленный камень представляет собой каменное изваяние с изображенным на ней рельефным человеческим лицом, с серьгой в ухе, кинжалом, луком в футляре. Рядом с ним на скалах нанесены петроглифы. Вообще, в Горном Алтае вдоль Чуйского тракта, в Курайской степи найдено более 30 изваяний. Часть изваяний были вывезены экспедициями в музеи, а несколько экземпляров каменных баб, остались на своих местах. Каменные бабы являются воплощением образа древнего воина. Изваяния очень индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад.

Ак-Бом огромная отвесная скала над Чуйским трактом (742 км. — между селами Иня и Чибит) из белого мраморизованного известняка, возвышающаяся над р. Чуей. Белый Бом размещает в себе пещеру под названием Большая Белобомская (её длина -146), состоящую из четырех ветвей, радиально расходящихся. Но туда мы не ходили. В районе Белого Бома располагаются археологические памятники: петроглифы (наскальные рисунки горных козлов, маралов и других животных), курганы.

10-тиметровый водопад Девичьи слезы, Ширлак (759 км. Чуйского тракта). Мы же останавливаться около этого водопада не стали, а просто посмотрели на него проезжая мимо видно его очень хорошо.

Село Акташ находится на 788 км Чуйского тракта. В предыдущий день мы свернули налево в Акташе в сторону Улаганского надгорья, а сегодня едем прямо. Интересно, что изначально село возникло как поселок горняков с единственным производственным предприятием Акташским рудником. Это было крупнейшее предприятие страны по добыче ртути. В селе и сейчас можно найти старожилов, которые проработали в штольнях всю свою жизнь. В 1993-м году месторождение исчерпалось и рудник закрылся.

Голубое (гейзеровое) озеро находится на 796 км. Чуйского тракта. Идти к нему лучше от базы Мёны, которая находится перед ним. Внимание, проход через базу стоит 10 рублей)) Найти озеро совсем не сложно, после базы попадаешь в лес, а дальше необходимо двигаться по белым веревочках, привязанных к деревьям. И лучше надеть резиновые сапоги, потому что там болотистая местность и идти надо по настланным бревнам, которые утопают в воду. Озеро невероятно красивое и уникально. Оно живое, периодически его рисунок шевелится и меняется, будто озеро дышит.

1

А дальше после Акташа начинается Курайская степь. Та самая степь, куда я мечтала больше всего попасть. Здесь чувствуется влияние сухой Монголии. Вокруг редкая растительность. Очень интересно наблюдать за дорогой, которая тянется между усыпанной мелкой и крупной галькой. Слева пустынную степь окружают очень красивые скалы-складки розового цвета, а справа — снежные вершины Северо-Чуйского хребта. Курайская степь произвела на меня самое сильное впечатление из всей поездки. Чувствовался там особый дух таинственности, пустоты, ветра и облаков. Я только и успевала смотреть то направо, то налево, пока дорога бежала вдоль гор, покрытых снегом, унося меня далеко от всего того, что меня связывало с материальным миром вещей.

На 826 км. нас встречает село Курай, из которого можно добраться по сложной горной дороге в альплагерь Актру (но уже не своем авто). Очень хотелось бы попасть в этот альплагерь, но пока оставалось только смотреть в сторону Северо-Чуйского хребта и думать, где же ты там этот лагерь, притягивающий к себе как магнит альпинистов, географов, ботаников и просто туристов.

Ближе к Кош-Агачу пейзаж меняется, облака становятся все ниже и ниже, посмотришь в сторону и кажется что облако находится в полуметре от земли.

По дороге мы искали каменное изваяние Кезер, с ярко выраженными чертами лица и одежды, но как позже выяснилось этот шедевр работы древнего мастера сейчас хранится в музее.

И вот мы в Кош-Агаче (890 км. Чуйского тракта). Сам Кош-Агачский район граничит с Монголией, Китаем и Казахстаном, поэтому село развивалось как торговый центр Горного Алтая. Интересно, несмотря на обилие осадков в регионе, район Кош-Агача считается одним из самых солнечных в России.

Там мы поели в местном кафе, купили мясо барана в мясном магазинчике и поехали обратно. Причем в Кош-Агаче, наверно, единственное место, где можно купить часть барана, а не целиком. Когда мы в магазине спросили можно ли купить часть, 13-ти летняя девочка продавец позвонила по телефону, потарабанила на своем алтайском языке что-то и сказала можно! И дала нам топор))) Пришлось рубить самим.

Население в Горном Алтае приветливое, ничего страшного сказать не могу, хоть и ходят истории разные. Случай только был когда мы фотографировали сидящих у юрты пастухов они кричали зло эй давай дэнег, так что с такими лучше заранее договариваться или не связываться вообще. Чем дальше в лес, тем меньше русских. В Кош-Агаче живет 50% казахов и 50% алтайцев. Местное население говорит на алтайском и русском языке.

На следующий день мы отправились в Чемал и провели там два неполных дня, посетив основные достопримечательности ГЭС и Патмос (которые я видела уже два раза), а заодно и пошоппились. Чемал спустя 3 года после моего последнего видения его стал более туристический и, к огромному сожалению, более грязный с пьяными мужчинами с детьми на плечах. Онгудай мне больше по душе без массового туризма, каруселей катапульт&hellip, да и вообще там так спокойно и хорошо! Осенью в Чемале очень красиво — Катунь становится бирюзового цвета, листья желтеют, а народу не так много!

Ночи на Алтае звездные — небо так и усыпано яркими светильниками, что можно часами сидеть и смотреть, не опуская головы.

В итоге от Барнаула и обратно мы накатали чуть больше 2000 км. Для справки: от Барнаула до Бийска 162 км., от Бийска до Онгудая 291 км., от Онгудая до Акташа 164 км., от Акташа до Кош-Агача 98 км., от Акташа до Усть-Улагана 47 км., от Усть-Улагана до Кату-Ярык 47 км.

А еще интересны переводы некоторых Алтайских названий, где мы побывали:
Чике-Таман несколько версий: Чике-Аман Здравствуй гора, Чике-Таман Прямая подошва, имена влюбленных юноши и девушки Чике и Таман.
Акташ по-алтайски означает белый камень.
Курай в переводе с алтайского означает сухой, сухая земля.
Кош-Агач переводится как пара деревьев.
Кату-Ярык в переводе с местного наречия означает твердая трещина в горе, ущелье, теснина.

Горный Алтай это то место, куда каждый раз приезжаешь как в первый, который никогда не обманет твоих надежд, воспоминаний и эмоций. Он такой манящий и притягивающий. Необыкновенная красота природы, неуловимая энергетика, сочетающаяся с тихой и таинственной безмятежностью. Старинные легенды, сказания, пещеры, бурные реки, голубые озера, сказочная тайга и величественные вершины гор. Этот край полон чудес и загадок… Я люблю тебя, Горный Алтай!!!
Желаю всем побывать на Алтае!

Источник: turizm.ru Хотите прочитать этот материал на сайте источника?

Метки :