24.09.2016

Родные просторы. Часть II Псковской области. Пушкинские горы. Тригорское и Петровское. – Псковская область (Россия)

Все фото рассказа о поездке в Псковскую область 4 мая, в субботу, мы направились в сторону Псковской области. Выехали мы утром рано, часов в восемь и ехали не спеша. Светило солнце, уже почти неделю погода стояла теплая, и я с приближением к Пушкинским горам, всё сильнее вглядывалась в проносящиеся мимо пейзажи, надеясь увидеть зеленеющие деревья. По дороге нам повстречалось очень много гнезд аистов. Такого количества их мы давно не наблюдали, причем как в Ленинградской, так и в Псковской областях.
Тут надо сказать, что меня постигло первое и единственное разочарование. Весна в этом году выдалась поздняя, в связи с чем деревья в парках еще не проснулись и я была лишена возможности любоваться бушующей молодой листвой. Но честно сказать, парки от этого не сильно потеряли в своем очаровании. Особенно нас поразил парк в Петровском, родовом имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов.
Из-за разных проволочек в пути, наши планы были нарушены и мы приехали в Петровское уже часам к двум, в плохом настроении. За 120 (или около того) рублей взяли экскурсию по парку и усадьбам и присоединились к двум парам, страдающих жаждой знаний. Экскурсия началась у памятника прадеда Пушкина,

с рассказа об Абраме Петровиче. После краткой, но при этом довольно интересной биографии, мы приступили к осмотру домика А.П. Ганнибала.

Когда в 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого, он для первоначального обустройства выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское). А.П. Ганнибал был отягощен государственными делами, поэтому ограничился постройкой в Петровском небольшого дома, в котором в течение 6 лет жила его большая семья.
В настоящее время дом прадеда великого поэта воссоздан на старом фундаменте. Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, иконы, предметы прикладного искусства, характерные для того времени. Домик по сегодняшним меркам малюсенький: кабинет-приемная, комната хозяев, разделенная кроватью с балдахином на две половины (кабинет и спальня), детская (в семье было 11 детей, но до взрослого возраста дожили только 7) и кухня-поварня, на нижнем этаже дома, где семья и обедала. Меня больше всего поразили вышитые малюсеньким крестиком картины в детской. Сама иногда этим балуюсь, но таким маленьким крестиком снимаю шляпу.
Дальше мы направились к усадебному дому Петра Абрамовича Ганнибала,

наверное самому красивому из всех.
В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал — двоюродный дед Пушкина — прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом, усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт интересовался историей своего рода, историей российского государства, что нашло отражение в его творчестве, и в связи с этим часто навещает П.А. Ганнибала.

В сенях нас встретил герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А.П. Ганнибала) и фрагмент схемы Родословное древо Ганнибалов — Пушкиных — Ржевских. Дальше экскурсовод провела нас по первому этажу усадьбы, рассказывая о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина, о жизни П.А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года и о его сыне Вениамине Петровиче. В этом музеи экспозиция тоже очень интересная. Мы посмотрели на фотографии усадьбы из журнала Столица и усадьба, 1914 г. и предметы быта, посуду, монеты первой половины XVIII в., найденные при археологических раскопках 1969 и 1999 гг. в с. Петровском, на убранство типичной барской спальни.
После усадьбы мы направились в парк, разбитый при двоюродном деде поэта. В настоящее время парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П.А. и В.П. Ганнибалов

. Вблизи дома А.П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи — одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен.

В этой части парка сохранились его старейшины — два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами (раньше на этом месте был пруд, но после того, как в нем утопилась девушка крестьянка, не выдержав сурового нрава хозяина, его засыпали), который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот.

Под прямым углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип. В конце большой аллеи находится зеленый кабинет (любимое место отдыха П.А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в зеленый зал. Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи — две горки (парнасы) с дорожками в виде улитки. Из беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности.

Рядом с домиком прадеда прудик,

полный рыбы, так что захватите с собой булочки покормить рыбок.

И хотя в начале ХХ века мужская линия Ганнибалов прерывается, вполне возможно, что это не совсем так. Экскурсовод рассказала, что недалеко от Петровского есть деревня (забыла её название), куда ссылали внебрачных детей барина, страстного любителя женщин, и что её жителя имеют характерные черты, напоминающие Ганнибалов.

Мы же направились в Тригорское, музей-усадьбу друзей А.С.Пушкина — помещиков Осиповых-Вульф. Название усадьбы происходит от особенности местности — на трех соседних холмах (горах) находятся сама усадьба, городище Воронич и деревня Воронич, построенная на месте прилегавшего к городу Воронич посада.
С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаешь себя героем романа Евгений Онегин прогуливаясь по аллеи Татьяны, прячась от дождя под елью-шатром, любуясь дубом уединенным, сидя на скамье Онегина.
Так как приехали мы под закрытие, то смогли взять экскурсию только по усадьбе. Ранее это была полотняная фабрика. Владелица Тригорского, в 1820-х гг. перебралась сюда на время ремонта старого дома, пристроила два фронтона, приспособила под жилье и осталась здесь жить насовсем. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек. Усадьба выглядит и обставлена намного богаче, чем в Михайловском. Она просторна, ней было много комнат: передняя, гостиная, столовая, библиотека, комнаты П. А. Осиповой, Алексея Вульфа, старших дочерей, детская, классная комната, запасная комната для гостей, кухня, буфетная, кладовая. Экскурсовод много рассказала об отношениях Пушкина с обитателями дома, много цитируя поэта. Экскурсия и усадьба нам понравилась, а вот парк впечатлил не так сильно как Петровский, хотя и он не лишен своей прелести. С одной стороны старой въездной дороги на пути к усадьбе разбит фруктовый сад, с другой стороны — большой фабричный пруд. Дорога направо ведет к дому-музею, налево — в парк.
Закладку парка начал М.Д.Вындомский в романтическом стиле, не забывая при этом об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары и проч.) Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного (английского) Тригорского парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти. Площадь его, вместе с прилегающими лугами, составляет 37 гектаров.
В виду усталости и дурного настроения, парк мы, признаюсь, осмотрели довольно поверхностно, но обратили внимание на солнечные часы, одну из самых интересных затей парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на часовые дубы, высаженные по его периметру. В систему солнечных часов входил также и дуб уединенный, к которому ведет полуденная дорожка. Кроме того, шикарный вид открывается на церковь св. Георгия. Там стоит скамеечка, сидя на которой и наслаждаясь видами мы перекусили.(К моему великому сожалению все фотографии с Тригорского удалились с карты памяти).
В заключение хочу сказать, что каждый раз смотря фотографии из Пушкинских гор, сердце начинает ныть и хочется всё бросить, поехать, погулять, подумать, прикоснуться к вечному… Места эти и вправду наполнены непередаваемой пушкинской поэзией и располагают к неспешным прогулкам с томиком Евгения Онегина в руках. Попробуйте и Вам обязательно понравится.

Источник: turizm.ru Хотите прочитать этот материал на сайте источника?

Метки :