28.02.2017

Саксонская Швейцария. Бастай. Встреча над Эльбой — Саксония (Германия)

Идея показать моим девчонкам горные массивы песчаниковых скал зрела давно, и нынешняя встреча над Эльбой – это встреча с моими воспоминаниями. Не передать словами то восхищение, которое я (в то время еще четырнадцатилетний мальчишка) испытал, впервые увидев столь непривычные для равнинного жителя и грандиозные ландшафты.

Случилось это в другой стране и, как теперь кажется, в другой жизни, когда в составе группы коломенских пионеров по обмену с городом-побратимом Млада Болеслав ваш покорный слуга летом 1989 года оказался в лагере SRBSKO (привет читающим это друзьям из отряда). Тогда мы объехали и обошли почти всю страну (включая Чешскую Швейцарию), а расположен наш лагерь был в самом сердце Чешского Рая, так что знакомство с песчаниковыми скалами было более чем тесным.

Помню-помню, как любили мы сидеть на вершине «чертова пальца», держась за изгиб карпатской сосенки и болтая ножками над стометровой бездной, пока вожатая с физруком нас («идиотов», – подсказывает дочь) оттуда пинками не погонят. Помню и ту эйфорию, которая охватывала нас наверху — наверное, нечто подобное испытывал герой Ди Каприо на носу Титаника.

Решено, едем. Одна беда – большинство заветных троп в Чешском Рае и Чешской Швейцарии имеет смысл пройти летом, а зимой (особенно такой по-осеннему дождливой, как в это Рождество) там скользко, а местами мокро, грязно и особенно опасно. И вот тут-то и приходит на ум соседняя (150км от Праги) Саксонская Швейцария, где все эти проблемы успешно решает хваленый немецкий орднунг и его верные спутники: асфальтирен, замостирен и перилен установляйтен.

Само по себе деление местной «Швейцарии» (названной так с легкой руки художников, которым местные скалы напомнили их родные места) на Чешскую и Саксонскую условно. Это части одного и того же природного массива, просто разделенные административно. В каждой части массива есть свои изюминки, но из всех рассмотренных вариантов наиболее удачным мне показался природный парк Бастай. Здесь кроме эффектных видов можно отметить плюсиком: сплетение природных и рукотворных частей ландшафта; наличие зимнего видового маршрута по верхушкам песчаниковых скал (исключительно по асфальтированным дорожкам, лестницам и стальным мосткам); возможность уложиться в полтора часа и оставить время в тот же день на Морицбург и Мейсен.

Еще один несомненный плюс – эффектность первого впечатления, которое получаешь, приехав в Бастай на автомобиле. Вот едешь-едешь себе по «равнине», бросаешь машину на стоянке среди леса, идешь себе по «равнинному» лесу минут эдак 10, и вдруг…

…оказываешься на вершине скалы. А под тобой, насколько хватит глаз — пропасть, окруженная такими же скальными образованиями.

Так, не задерживаемся, товарищи, впереди куда более интересные виды. Эх, лишь бы погода не подвела…

Но она-то как раз и подвела. По мере приближения к цели редкие синие проблески неба сменились равномерной серой массой туч без малейшего намека на рельеф, которая тут же одарила нас (для затравки) пра-а-ти-и-ивным мелким холодным дождем.

Естественно, небо безнадежно окрасилось в белый, водная гладь Эльбы обрела неживую свинцовость, а далекие объекты в кадре съела дымка. Правда, ближним объектам их подмоченность добавила цвет и контраст.

Немецкое слово «бастай» неслучайно созвучно знакомому нам «бастион» — оно означает «крепость», остатки которой мы скоро увидим. Вот только со стороны реки обнаружить следы рук человеческих непросто. Видите группу скал слева? Разве можно догадаться, что их соединяет массивный мост, а на дальней площадке разместились древние укрепления и батарея катапульт? Тем не менее, это так.

305 метров над уровнем моря и почти 200 метров над рекой. Домики вдали кажутся игрушечными.

Миновав еще спящий туристический центр, спускаемся по лестнице к знаменитому виду на мост Бастай, ведущий в тот самый неприступный скальный замок Нойратен. Приятно удивляют остатки листвы на деревьях и спектр осенних красок, которые сберегла для нас нынешняя теплая зима.

К пробежкам по мостикам над пропастью туристов надо приучать постепенно, поэтому поначалу путь пролегает по «твердой земле». Правда, желание заглянуть за пределы тропы периодически посещает.

Наверное, здесь можно было бы получить интересные снимки с дрона, но использование дронов на территории парка категорически запрещено и карается внушительным штрафом, о чем регулярно сообщают таблички у тропы. В первую очередь это сделано ради безопасности самих «дроноводов», готовых рискнуть собой ради спасения застрявшего где-нибудь аппарата.

Впрочем, и о сохранности хрупких песчаниковых скал здесь тоже серьезно заботятся. Например, скалолазание разрешено исключительно без применения повреждающих поверхность скалы инструментов и приспособлений, поэтому большинство скал остаются необжитыми (еще бы, keine Idioten).

Практически каждая скала здесь имеет свое имя и свою историю, и первая из них – Фердинандштайн, с которой открываются роскошные виды на мост и соседние скальные комплексы. Видна отсюда и далекая Лилиенштайн — одна из «столовых гор», которые считались священными у древних язычников.

Да уж… А ведь когда-то отдельные товарищи любили сидеть на краю подобных скал. Бррр!

Тропинка от Фердинандштайн ведет через лес, среди которого очертания моста Бастай заметны лишь зимой.

Несмотря на то, что рождественский лес я представлял себе немного иначе, остатки осенних красок пошли ему явно на пользу. Порадовала и относительная безлюдность в этом популярном месте – за первый час прогулки (примерно до 11 утра) мы встретили лишь несколько семей на весь природный комплекс, и длинные шумные вереницы туристов встретили лишь на обратном пути.

Вход на мост Бастай в наши дни выглядит надежно и вполне успокаивающе (не чета деревянному в начале 18 века).

Если идти по центру, смотреть влево и не наклоняться через перила, то вроде бы никакого экстрима в прогулке нет. «Надежно, добротно, хорошо.» (с)

Однако при первом же взгляде направо высота конструкции начинает ощущаться.

Самое противное, что в этот момент поднялся жуткий ветер, а мелкий дождь превратился в хлесткий ливень, бьющий прямо в лицо. Только соберешься реку сфотографировать – а тебе за пару секунд весь объектив каплями залепит. Так и снимаешь по-ковбойски: нацелился, настроился, развернулся спиной, протер объектив, потом за долю секунды развернулся, БАБАХ!!! (тут идущие по мосту вздрагивают), и снова отворачиваешься и принимаешься объектив протирать.

Самое время позавидовать дочери, которая смартфоном снимает. Там-то объектив крохотный, капли в него попадают редко. «Ага, щас, я мобильник за пределы моста высовывать не стану!» — слышу ответ, и поле боя остается за мной.

В самом центре моста для туристов приготовлен аттракцион – покрытый деревянными брусками тонкий мосточек, ведущий к башне моста, фирменной смотровой площадке со стилизованным парапетом. Снимки с этой точки считаются визитной карточкой парка, поэтому любители сэлфи идут сюда несмотря на дрожь в коленках, от которой шатается мосточек.

Эх, знали бы они, по каким мосточкам придется ходить далее…

Первое правило – не смотреть вниз. Хотя в этой точке все вроде бы пока не так и страшно. Всего лишь жалкие 40 метров.

Как только закончился мост, закончился и дождь. Они там что, издеваются?

Кстати, со стороны Нойратена вход на мост Бастай выглядит специфично.

Первое, что видит шагнувший на твердую землю Нойратена турист – всё та же скала Фердинандштайн, а первая мысль, которая его в этот момент посещает: «Ой, блин! Это мы только что ВОН ТАМ были?»

Поначалу немного греет то, что скалы впереди будут определенно пониже (не все догадываются, что впереди и пропасть поглубже). Вообще маршрут по парку прокладывали мудрые люди. Они заранее позаботились о том, чтобы слишком далеко вперед турист взглянуть технически не мог и, следовательно, раньше времени не «обрадовался». А когда обрадуется – путь вперед покажется ему ничуть не страшнее уже пройденного, и лишь на самом выходе прозвучит «Чтоб я еще хоть раз… !!!»

Да уж… Пожалуй, с этого ракурса Бастай уже не кажется таким «невысоким».

«А горы всё выше, а горы всё круче…»

На тонком стальном мосточке внезапно приходит понимание, что разойтись с идущими позади туристами будет сложнее, чем продолжить путь. Поэтому только вперед, к новым видам и впечатлениям!

Тем временем появляются первые признаки старой крепости и здоровенная катапульта с внушительными ядрышками. Кстати, в столь зимнее время и столь раннее утро вход в крепость оказался бесплатным. Экономия 1.5 евро с носа – приятный бонус.

На тонком мосточке повторяем первое правило – никогда не смотреть вниз.

Но это еще что… А вы представляете, как будет страшно белке, решившей слазить за шишками на эту сосну?

Виды вокруг – один другого лучше, но из-за тонких мостков ощущение близости к краю не покидает ни на секунду.

На одном из далеких «чертовых «пальцев» обнаруживаем деревянную фигуру человека, застывшего в странной позе. Не то крадущийся тигр, не то затаившийся дракон. А может быть, это саксонский собрат незадачливого отца Федора взывает: «Снимите меня, я отдам колбасу»?

А если серьезно – это монумент святому покровителю небольшого городка Ратен, расположившегося у подножия скального комплекса на берегу Эльбы и считающегося курортом на водах. Скала, на которой он стоит, носит имя «Монах», т.к. в определенном ракурсе напоминает сложившего ладони для молитвы монаха, и фигура наверху по замыслу должна была это движение повторить.

Дальше начинаются, собственно, развалины крепости Нойратен, существовавшей здесь еще в 13 веке и защищавшей речной торговый путь. В наше время она частично реконструирована. Вот деревянный частокол поставили, катапульту соорудили, зарядили и на всякий пожарный направили в противоположную сторону от святого покровителя…

В центре крепости расположен ее восстановленный макет. Рядом можно увидеть отдельные археологические находки, а также цистерна-водосбор, в свое время обеспечивавшая защитников крепости драгоценной водой.

Уже знакомый вид на Эльбу смотрится из крепости как-то ярче и уютнее.

Неудивительно, ведь в этом укромном местечке в конце декабря затаилась золотая осень.

 
Здесь удивительно хорошо, уютно и тихо, но, к сожалению, пора собираться в обратный путь. Время поджимает, да и автобусы с туристами уже начали подтягиваться. Скоро тут будет тесно и шумно. Так что бросаем прощальный взгляд на Эльбу, с которой сегодня в Мейсене мы еще встретимся, и скалу Варттурм с той самой смотровой площадкой, с которой начиналась наша прогулка к мосту.

Вот такой получился неожиданно осенний экспромт в канун Нового года. Сейчас, полторы недели спустя, когда я пишу эти строки, а за окном снег и минус 30 градусов, в это очень сложно поверить.

К сожалению, мои фотографии не передают и сотой доли испытанных ощущений. Вот смотрю на них сейчас, вспоминаю, как снималась каждая из них, слышу внутренний голос «Чтоб я… еще раз…?!» и с радостной улыбкой отвечаю: «Да легко!» Наверное, во мне всё еще живет тот мальчишка, что когда-то болтал ногами, сидя на краю «чертова пальца» в самом сердце Чешского Рая.

P.S. Хотел бы выразить наилучшие пожелания и особую благодарность за организацию поездки нашим хорошим знакомым и прекрасным гидам: Алесе Колединской и ее мужу Виктору, которых, наверное, мы уже совсем замучили, но с которыми всегда будем рады вновь встретиться в Праге.

 

Источник

Метки :