05.05.2017

AMERICAN CAR SHOW 2017 АВТОПОРТРЕТЫ — Хельсинки (Финляндия)

Однажды муж подруги купил Кадиллак. Люди они небогатые, а автомобиль большой — 6 метров 40 сантиметров в длину, никелем сверкает, пахнет кожей. С отменным аппетитом автомобиль оказался, поэтому выезжал на нем муж подруги раз в неделю, в субботний вечер подкатывал к городской площади, где уже блестели сытыми боками другие детища американского автопрома, опустив стекло, обменивался парой весомых фраз с другими значительными владельцами Доджей, Шеви и Крайслеров, а после все разъезжались.

В магазин подруга по-прежнему ходила пешком, потому как известно, «Боливар не выдержит двоих» — он требует чистки, ухода и качественного корма. Желательно с ближайшей заправки — путь в полкилометра за бензином по полтора евро за литр тоже денег стоит.

Автомобили и яхты предметами роскоши в Финляндии не считаются. Я знала учительницу, каждое лето ходившую в море под собственным парусом. Я знаю цветоводов-любительниц, закопавших в свои потрясающей красоты палисадники не одну сотню евро. И слышала от подруги, что муж ее, гордый Кадиллаковод, купил свой авто у умельца, привезшего из Штатов железные останки, а после по винтику разбиравший их долгие восемь лет. И собравший прекрасный автомобиль, каждая деталь которого была приведена в чувство, начищена и сфотографирована для потомков. 

Как порядочная женщина в Кадиллаках я понимать ничего не должна и правила этого придерживаюсь смиренно и гордо. Но камеру на Шоу Американских Автомобилей все же с собой прихватила — машинки обещали быть красивыми, как и положено киноактрисам: многие снимались в кино. Мужскими делами — фото в фас, в профиль, автомобильный экстерьер и интерьер под капотом — я заниматься не стала, а снимала так, как мне хочется.Через какое-то время заметила: мужчины с серьезными камерами озадаченно за мной наблюдают и даже пытаются пасть на колени перед (мордой, бампером?)красотки. Ха-ха, господа… 

Ford Model-a cabriolet "eldorod"

«Парниша, не учите меня жить!» — изрекла бы Эллочка

Ford Model-a cabriolet "eldorod"

Отличие автомобилистки от автомобилиста заключается в том, что мы и за рулем можем продолжить заниматься привычным делом — губы подкрасить или с подружкой болтать, а вам не удастся ни порыбачить, ни пива выпить, ни воблой его закусить.

Ford Model-a cabriolet "eldorod"

Ford Model-a cabriolet «eldorod», 1931

Ford Model-a cabriolet "eldorod"

Склонности ни к пиву, ни к рыбалке я не имею, а обладаю полным набором отличий своего пола от сильного, поэтому супругу не удалось убедить меня снимать автомобили в общепринятом виде — физические (зачеркнула) технические совершенства, подчеркнутые целостностью восприятия объекта. Для этого, на мой взгляд, существуют специализированные издания и сайты, любительская же фотография — фото как хобби — должна передать момент, впечатление. 

Ford F-250 4 x 4, 1960

Ford F-250 4 x 4, 1960 — два ракурса, два настроения.

Ford F-250 4 x 4, 1960

Или вот этот элемент шоу-декора,

а здесь он же авто-драма или даже трагедия…

А как устоять перед изяществом форм?

American Car Show 2017 сороковое по счету, юбилейное и приуроченное к столетию независимости Финляндии. По сложившейся традиции проводят его в пасхальные выходные в Messukeskus — Выставочном центре Хельсинки. Входной билет стоил 28 евро на день, 38 евро — на все три дня шоу, детям и пенсионерам дешеле. Мы пришли за три часа до закрытия первого дня — посетителей было немного, они не заслоняли автомобили.

Cadillac Club of Finland решил в этом году показать машины, знакомые финнам по отечественному кино. Машины не принадлежат киностудии, владельцы их — частные лица, объединенные клубом любителей-самоделкиных, ибо все, от механической реанимации до пластических операций, — дело их рук. 

Для полноты информации добавлю, что участниками шоу были так же Tuning Car Show, MC Heaven & Motorsport. Кроме старинных и старомодных автомобилей были представлены спортивные современные, образчики тюнинга и мотоциклы.

Chrysler Newport, 1961

Chrysler Newport, 1961

Chrysler Newport, 1961

()()()()()

Chrysler Newport, 1961(красный) и Ford thunderbird, 1960

Ford Thunderbird 1960

Ford thunderbird 1960

Ford thunderbird 1960

Я не Эллочка-людоедка, поэтому с благодарностью внимала сказанному мужем о том или ином автомобиле. Известно же, знания эти мужчинами получены от рождения, с молоком матери впитаны понимание разницы между восьмицилиндровым V-образным двигателем и 3х-ступенчатой механикой с овердрайвом (ой!). 

Из объяснений мужа я поняла, что мотор этой машины раз в пять мощнее мотора моей, только не уяснила, зачем это нужно при наших ограничениях скорости 50 км по населенному пункту…

Chevrolet r/t Hemi 527

Chevrolet r/t Hemi 527

Chevrolet r/t Hemi 527

Автомобильные сверхвозможности я расцениваю как насмешку над природой современных мужчин, обреченных мерно двигаться бампер к бамперу с другими автострадальцами. То ли было в век пустынных дорог и необузданных скоростей! Обратите внимание на это детище авиаторов — автомобиль с самолетным двигателем.

Ну а что оставалось нашим прадедам? Авто, развивавшие сумасшедшую скорость 40 миль в час, оседлали эмансипированные прабабушки — не пускаться же с женщинами наперегонки…

Полагаете, музейные экспонаты — ничуть не бывало! Эта машина бегает по улицам Хельсинки. Вот только не возьмусь утверждать, что вместе с пластической операцией старушка не подверглась трансплантации внутренних органов…

Этот автомобиль пережил произведшую его компанию, которую создал 120 лет назад Рэнсом Олдс, который… Ну да неважно. Главное, что обогатившись на военных заказах, завод в 1949 году явил миру свой первый мотор V8 — это для мальчиков информация. О девочках Олдсмобиль позаботился еще раньше, оснастив автомобили автоматической коробкой передач с четырьмя скоростями. Случилось это в 1940 году, когда мужчины еще не пытались усадить своих женщин в коробок на колесах, а дамы на шпильках в машину входили, а не…влезали.

Oldsmobile, 1948

Oldsmobile, 1948

«ОК, — сказал американский народ, — дайте нам автомобиль по карману». «ОК, — ответили капиталисты, — вот вам машина дешевле Линкольна, но престижнее Форда вашего соседа». И дали народу Меркури. Хитрые буржуины знали, что карман — понятие растяжимое, а Меркурий — бог ловкости, оборотистости и прибыли. Народ остался доволен.

Mercury Montclair, 1956.

Две тонны металлического веса, шесть метров длины, два — ширины, «в Техасе у нас все большое…» — подсознательное мужское. 

Chrysler Imperial — машина премиум-класса с системой круиз-контроля, в 1960 году.

Chrysler Imperial, 1960

Chrysler Newport, 1961

Chrysler Newport, 1961

Dodge Custom Royal, 1957

Dodge Custom Royal, 1957

Какой символ эпохи вдохновляет сегодня дизайнеров автомобилей — может быть, радужный стяг торжества сексуальных меньшинств? Шестьдесят лет назад человечество будоражил космос, ракетную стилистику американцы воплотили в автомобилях. 

В патриархальном укладе жизни Америки, как ни странно, вплоть до начала пятидесятых не было места спортивным авто. Мода на них зародилась с доставкой трофейных MG и MB, надолго занявших пустовавшую нишу, а потому равноправно участвующих в нынешнем шоу.

Некоторые любят погорячее… 

Образ домохозяйки, забредшей на выставку, оказался мне близок — оставлю мужчинам их мужские игрушки: подвески, куб.см и л.с. Для нас они не имеют значение, важнее, что у MG Midget нет внешних ручек с замками, но бесподобные кожаные сиденья и хромированные «клыки».

MG Midget

О «Меседесе» я не мечтаю — он у меня уже был. Старший брат современных «Мерседесов» Е-класса, откормленных и самодовольных, мой обладал старомодной изысканностью, спроектированной французом-дизайнером, и уверенностью в себе, обусловленной принадлежностью бизнес-классу. Расстались мы полюбовно — он уступил меня менее родовитому, но молодому сопернику, а я сохранила воспоминания о совместных годах, его элегантности и надежности.

Отношения к нынешнему шоу и представленному ниже фото наш «Мерседес» не имел, просто к слову пришлось. 

Пустующее место под солнцем, помноженное на заокеанский патриотизм, — и вот вам первый «чистокровный» американский спортивный автомобиль — «пожиратель миль», разгонявшийся до 100 км/ч за 7,5 минут, со стеклопластиковым (не путать с пластиком декора балконов «хрущевки») кузовом на металлическом каркасе, что роднит «Корвет» с космической техникой.

Chevrolet Corvette.

Chevrolet Corvette

Из послевоенной Европы в отъевшуюся со времен Великой депрессии Америку хлынули Астоны Мартины, Феррари, Ягуары и Порши. Американцы всерьез ударили автопромом по вседорожью, и наступая на пятки Дженерал Моторс с «Корветом», Форд создал своего «Громовестника» («Буревестника») — спортивный автомобиль с ориентацией на комфорт, Ford Thunderbird

Ford Thunderbird

Пусть и не американское, но завораживающее особым вывертом колеса..

Вершит гоночную экспозицию симпатичное напоминание о бренности жизни…

Финны — последовательный народ: взявшись за дело, изучают его в малейших деталях; реставрируя историю, пытаются соответствовать ей своим собственным обликом. Шоу Американских Автомобилей — феерия культа: не только участники, но часто и посетители перенимают эту игру — пятидесятые как ностальгия по качеству жизни, стабильности и надеждам на будущее. Меня охватывают те же иллюзии, когда смотрю американские фильмы тех лет, слушаю джаз или блюз, но до создания ретростиля в своем гардеробе дело пока не дошло. Не привили мне эту культуру — радоваться жизни через карнавальное перевоплощение, а жаль. Что ж, созерцаю одетых в пышные юбки девиц в перчатках и с крошечными сумочками в цвет платья, созданные широким ремнем их тонкие талии и слегка ностальгирую по неведомым мне временам «идеальной домохозяйки» с пылесосом в руках, на каблуках, с безупречной прической и макияжем…

Друзья мои, с которых я начала этот рассказ, живут в городе Хамина — местечке историческом и, стараниями местных властей, живописном по-голливудски. Вечерами, когда утихает жизнь города трудового, Хамина переносится в середину прошлого века: на главную площадь плавно вплывают, лениво пошевеливая плавниками, свидетели взлета заокеанского образа жизни, в бары слетаются местные Жаклин и Мерелин — бесподобная стилизация образов. Воспоминания начала двухтысячных — сохранилась ли эта традиция по сей день? Не спорю, Америка богатела и танцевала, пока Европа отряхивала пепел войны и восстанавливалась из руин, но человек так устроен, что из прошлого мы сохраняем лишь то, что скрашивает жизнь в настоящем. И мне по-настоящему радостно видеть на концертах времен музыки Пресли и шоу, подобных сегодняшнему, женщин — отражения ушедшего века.

Брутальные космы, косухи с банданами — облик финских мужчин рок-тусовок и автошоу. Своеобразная смена ролей: в жизни подчас доминирует женщина, а финский мужчина тих, молчалив, сказала бы — скромен. Но шоу диктует свой закон — женщина создана для украшения жизни мужчины, и феминистки четвертого поколения безропотного его принимают. 

Культовый Ford Mustang, как символ эпохи детей послевоенного беби-бума, отрицающих патриархальные ценности жизни, «рок-н-ролл на колесах». 

Ford Mustang Grande, 1971

Мне не нравятся «американцы» шестидесятых. Фешенебельное уступило место функциональному — в строительстве, одежде, быту, в автомобилях.

Dodge Challenger

Dodge Challenger

DeSoto, 1957. Де Сото — имя испанского мореплавателя и конкистадора мне говорило не больше, чем марка названного в его честь автомобиля — забытого детища Крайслера. В тридцатых автомобиль трудился американским такси, пережил Великую депрессию, а кризиса 1958 года, о котором кроме специалистов никто и не вспомнит, не выдержал. Эта машина одна из последних, но вполне себе так живая, бегает своим ходом и в обездвиженные музейные экспонаты попасть не стремится. 

» Помощь зала!» Машину сфотографировала, а родословную не записала…

Этот парень затесался в компанию по праву рождения — ковбой из штата Миннесота. Стоял себе на краю кукурузного поля, уже не у дел. Шли мимо добрые люди, решили, что еще пригодится — влили добрую пинту виски (зачеркнула) бензина, денек поколдовали над ним — и вот уже своим ходом бежит в порт Балтимора (1100 миль), оттуда — в Финляндию.

Chevrolet 6400, 1953

Chevrolet 6400, 1953

А теперь по пивку!

В Миннесоте живут потомки норвежцев, ирландцев, шведов и немцев. Финнов в Америке тоже немало. Как и другие народы, они отправлялись туда за удачей. История пощадила семьи в Финляндии — в отличие от нас, россиян, открещиваться от заграничных родственников им не пришлось. От родственников же получили и первые подержанные автомобили. 

Теперь реставрация американских автомобилей 50 — 60 годов превратилась в хобби по всей Скандинавии.

Заглянула на сайт клуба любителей Кадиллаков и выудила информацию — вдруг кого занесет в конце августа в Копенгаген. Там 23 — 27 числа состоится CLC Grand European — крупнейшая встреча любителей Кадиллаков Европы и Скандинавии. Я бы поехала… Трех часов в Хельсинки мне не хватило.

Источник

Метки :