17.10.2017

Давидова пустынь- Талеж-Мелихово-Дворяниново — Чехов (Россия)

Давидова пустынь- Талеж-Мелихово-Дворяниново — так называется однодневная экскурсия, в которую мы отправились в погожий сентябрьский день из древнего города Серпухова. Но вначале покажу уголок Серпухова, который у нас появился совсем недавно. Вначале молодые художники расписали стену старой типографии, изобразив город С., описанный в рассказе А.П.Чехова.

А потом уже скульпторы добавили персонажей чеховских рассказов и просто жителей этого города иного века, не нынешнего.

И получился уютный уголок, где летом можно отдохнуть после посещения развлекательного комплекса "Корстон", расположенного за типографией.

В путь-дорогу мы тронулись в сторону Чеховского района Московской области в Давидову пустынь. Небольшой по площади мужской монастырь, окруженный стенами и башнями и наполненный святынями. Как рассказал экскурсовод, в обители свыше 300 мощей разных святых.Хотя по другим источникам: 150, 200, 250 — вот такие разные цифры. Кстати, сопровождал нас экскурсовод Елена Михайловна — обаятельная женщина с приятным тембром голоса и обладающая хорошим багажом познаний по экскурсионной теме, но в монастыре светским гидам запрещено что-либо рассказывать. Поэтому экскурсию по монастырю проводил православный гид, делавший акцент на чудесах, которые происходили в этой обители. Рассказывала с таким воодушевлением, что захотелось поверить.

Расположена пустынь на берегу реки Лопасни, в предместье города Чехова, в 23 км от Серпухова.

Основана в 1515 году. Почтенный возраст…..но если вспомнить античную Грецию, то и не очень.

Раньше это были земли Московско-Владимирского княжества, принадлежавшие князю Василию Стародубскому. С разрешения этого князя и поселился здесь преподобный Давид с иноками. Напишу немного о преподобном Давиде, которого именуют Серпуховским. Этот святой- основатель обители причислен к лику преподобных. Что это означает? Через подвиг монашеского служения он направлял все силы своей души к творению добра и служению Богу. Авторы древнего жития святого говорят о происхождении Давида, который в миру был Даниила, из рода князей Вяземских. Суету мира Даниила оставил в 20 с небольшим лет и удалился в Пафнутьев Боровский монастырь, где и принял постриг с именем Давид в честь преподобного Давида Солунского. В 1515 году с двумя монахами и двумя послушниками пришел в земли Лопасненские, основал обитель в честь Вознесения Иисуса Христа. Поэтому полное название пустыни Вознесенская Давидова пустынь. Кстати, Вознесение — это один из двунадесятых церковных праздников, который празднуют на 40-й день после Пасхи.

Около обители тихо и никого нет. Вошли через резные ворота и увидели храмы. Как будто и не было разрушений прошлого века. Все в пастельных тонах (кроме ярко желтой Знаменской) , которые радуют глаз и создают светлое настроение, а тишина этому способствует. Опять кстати, у писателя Ивана Шмелева (1873-1950), которого я периодически почитываю, есть замечательный поэтический очерк "Старый Валаам", в котором он называет Валаам светлым. Вот и эта обитель кажется чудесно-светлой. Забегу вперед, после поездки опять читала Шаламова В. У него так аппетитно описан монастырский обед, что захотелось вставить цитату: "В мисочках щи с грибами, с лавром и перчиком, каша с конопляным маслом, винегрет, посыпанный семечками тмина и укропом, стопа душистого хлеба….пузатый графин темно-малинового квасу".

Кто был в Троице-Сергиевой лавры в паломническом туре знает, что посещение ее принято начинать с молитвы у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе. Но мы не паломники, поэтому нам просто показывают раку с мощами преподобного Давида Серпуховского в Знаменской церкви.

Знаменская церковь (та, что в центре, желтого цвета) — первый храм, который мы посетили. Главная икона храма — икона Божией Матери "Знамение", она находится справа от мощей преподобного Давида Серпуховского. На иконе можно увидеть Богоматерь с распростертыми руками, ладони открыты.На ее руках — младенец Иисус Христос осеняет стоящих напротив иконы крестным знамением. Верующие христиане приходят к этой иконе с молитвами о помощи против войн и преступников, против заболеваний (особенно глаз) и для налаживания отношений.Иконописный тип иконы -Оранта ( в переводе с латыни "молящаяся"). Опять кстати, всего иконописных типов пять.

Небольшая, уютная церковь с двухрядным иконостасом. А вдоль иконостаса расположены ковчеги с частицами мощей преподобного Давида Солунского, Моисея Угрина и других святых. В алтаре хранится особая святыня — копия гвоздя распятия Господня с частицей подлинного гвоздя. Вспомнилась поездка в Германию в небольшой город Трир, где в Соборе Петра хранится хитон Спасителя ( его еще называют Туринской плащаницей). А верить или не верить в это — дело каждого.

Вознесенский собор — белоснежный. Построен на старом фундаменте, заложенным еще Иваном Грозным. Двухярусный четверик, завершенный пятиглавием, примыкает к Знаменской церкви. Здесь можно увидеть Казанскую икону Божией Матери с клеймами сказания (1692г.), икону преподобного Давида Серпуховского с клеймами жития (современное письмо)и многие другие.В тридцатые годы прошлого века в этом храме был репетиционный зал поселкового клуба. В конце 90-х началась реставрация. В 2003 году храм был освещен.Гид по монастырю с удивлением вопрошала: "Как такое возможно, за столь короткий срок отреставрировать обитель, превратить ее в столь прекрасный уголок и приобрести столько мощей?" и сама же отвечала. Думаю, что вы понимаете какой был ответ.

Никольская церковь или храм во имя святителя Николая Чудотворца примыкает к белоснежному Вознесенскому собору.

Датируется 1804 годом. В 30-е годы здесь был клуб, кинозал и танцплощадка.В 2006 году Святейшим Патриархом была передана обители ростовая икона преподобного Сергия Радонежского. Эта икона была написана специально для этой обители на доске освященной на мощах преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре.

Еще в этом храме есть Иверская икона Божией Матери 1904 года, принадлежащая к иконописному типу Одигитрия ( в переводе с греческого — путеводительница). Ее рука указывает на Сына ( на спасение всего человечества). В левой руке Сны — свиток, правая поднята для благословения.

Собор Всемилостивого Спаса был закрыт.

Большое прямоугольное здание розового цвета увенчано большим барабаном. Стены богато декорированы: можно увидеть множество кокошников, симпатичные поребрики ( вид особенной кладки под углом). Окна продолговато-высокие.

С этого собора началось возрождение Давидовой пустыни. Поскольку мы были с гидом, нам открыли этот

храм и мы увидели чудесно-золотой иконостас и небесно-голубой купол. Собор произвел праздничное настроение. Может быть еще и в силу того, что и гид у нас был жизнерадостно-праздничный и верящий в чудеса. В каждом храме пустыни находятся ковчеги с мощами. Этот храм не исключение. Частица честнОй ризы Спасителя и Богородицы, мощи Александра Невского и великомученицы Анастасии Узорешительницы — все это можно увидеть в Соборе Всемилостивого Спаса. Большое количество мощей вызывают самые разные мысли ……Пожалуй, оставлю их при себе.

Белоснежная церковь Успения Пресвятой Богородицы находится слева от собора Всемилостивого Спаса. По сохранившимся описям легко можно восстановить какой эта церковь была в 18 веке. Вызолоченные царские ворота Иконостас о трех ярусах посеребрен.Можно себе представить все это в нашем воображении. А в советское время здесь был спортивный зал сельскохозяйственного техникума.А здесь и воображения никакого не надо.

Храм в стадии реставрации. Уже установлен фарфоровый иконостас. Реставрация близится к завершению. Это повод приехать сюда снова.

Одноглавый храм Всех Святых или Всехсвятский находится рядом с некрополем обители. Построен был незадолго до Первой мировой войны. В 30-е годы 20 века здесь была столовая сельскохозяйственного техникума.

Колокольня находится рядом с входом в обитель, но вид со стороны Знаменской церкви гораздо лучше. В ней же расположены главные ворота монастыря. Построена под влиянием русско-византийского стиля.Шлемовидная глава украшена часами на 4 стороны света.

Что удивило, на территории обители практически никого не было кроме нас. Если в Серпуховском Высоцком мужском монастыре всегда много паломников, экскурсантов, да и просто любопытствующих посетителей, то здесь как-то пустынно.Только маленький мальчик с бабушкой кормил у пруда необычных лебедей — белых с черной шеей.

А еще несмотря на сентябрь всюду цветочные уголки, радующие своей непритязательной красотой. Бело-зеленые хосты, желто-оранжевые бархатцы , имеющие самые разные названия в странах мира ( в Англии их называют "Золото Мэри", а в Германии студенческим цветком, очевидно за свою неприхотливость).

Вот такой радостно-светлой получилась поездка в Вознесенскую Давидову пустынь.

А мы едем дальше. В Талеж, где находится источник преподобного Давида. Известен он за пределами Чеховского района. Летом здесь всегда многолюдно. На праздник Крещения Господня в источник окунаются десятки тысяч человек.

Вход на территорию источника красиво оформлен.Навстречу нам идет народ с водой из источника.

Согласно монастырским сказаниям источник был дарован местным жителям по молитвам преподобного Давида. Из сохранившейся переписки митрополита Московского Платона и одного местного помещика видно, что в конце 18 века сюда приходили паломники для помощи, молитв и исцеления.

Несмотря на сентябрь кругом зелено, как летом.

У источника никого нет.

И течет кристально-чистая вода. В нее можно смотреться как в зеркало.

На территории источника две купели: мужская и женская.

Наши смельчаки окунулись, их оказалось совсем немного. Температура воды в источнике зимой и летом всего +4.

Купели цивилизованно обустроены. Из любопытства заглянула: в воде отразилось маленькое светлое оконце.

Если с утра было как-то серо-сурово, то в Талеже небо из серого стало голубым. Голубое небо, ярко-красная рябин, яркие капельки боярышника — все это создавало красно-прекрасное настроение.Не написала о талежской воде: она вкусная-превкусная.Пишу эти воспоминания и хочется испить холодненькой талежской водицы.

В сувенирном магазине "Мир бересты" можно купить все-все-все, что только можно сделать из бересты.

Недалеко от Талежа находится усадьба Антона Павловича Чехова — Мелихово, куда мы и направились, чтобы познакомиться с местами, где он жил и черпал вдохновение для своего творчества. Чехов был путешественником, ему не сиделось на месте. Одна поездка на Сахалин чего стоит, которая и подкосила его и без того слабое здоровье. Из Мелихова он почти каждую неделю ездил в Москву, бывал в Питере, в Нижнем Новгороде на Нижегородской ярмарке, в Ялте и заграничных поездках.

Итак, Мелихово….Здесь сохранилось ощущение жизни писателя во всем ее многообразии.

На входе нас встречает хозяин усадьбы. Высокого роста (186см), приятной внешности и с модной сейчас бородкой.

Территория усадьбы очень большая. Здесь много разных строений, сохранившихся со времени жизни писателя, но некоторые изменили свое назначение.

В бывшем конном дворе находится театральный двор. Внутри не были, но намерение побывать осталось. Сейчас здесь ( в холодное время года) каждую субботу играют два спектакля: днем детский, в 17 час. для взрослых. На Новый год будет показано детское представление "Новогодние приключения Хины и Брома"

А весной в Мелихове проводится фестиваль "Мелиховская весна", на который приезжают театральные коллективы со всего мира, которые играют пьесы Чехова. Кстати, участники "Мелиховской весны" всегда несколько спектаклей играют и на сцене Серпуховского городского музыкально-драматического театра. В этом году в Серпухове в рамках фестиваля побывал Берлинский драматический театр, сыгравший пьсу "А чой-то ты во фраке?" по рассказу А.П.Чехова "Предложение". Спектакль для любителей посмеяться. Смотрела в двух составах: 1) Л.Полищук (при ее жизни) , А.Филозов и А.Петренко и второй состав Берлинского театра. Поскольку режиссер один — Иосиф Райхельгауз, то и спектакли получились как два брата-близнеца.

А мы идем в амбулаторию, где доктор Чехов принимал больных. Кругом зелено и красиво.

Весной эта сиреневая аллея утопает в сиреневых букетах. Со слов гида, сортов сирени здесь видимо-невидимо. Интересно сюда приехать в период цветения. Аромат должно быть — просто убийственный в хорошем смысле этого слова.

На входе в амбулаторию висят букеты из целебных трав, которые растут тут же на грядках.

За таким столом доктор Чехов принимал больных. Здесь же медицинский саквояж. Антон Павлович по всей округе слыл хорошим доктором ( с крестьян денег за лечение не брал). Он обслуживал, со слов гида, 36 деревень. Где-то читала 26. Но это не важно. Все равно много. Каждое утро , а начиналось оно у него часов в 5, он начинал прием крестьян.

В амбулатории есть все, что нужно было для приема больных. Даже кружка Эсмарха , при словах о которой наша молодежь захихикала.

За стенкой настоящий действующий медицинский пункт , в котором работает фельдшер и продолжает дело доктора Чехова.

А мы продолжаем путешествие по усадьбе Мелихово, идем смотреть сад-огород семьи Чеховых, который называют "Юг Франции".

"Сажать, строить, создавать, выращивать — это стихия Антона Павловича" — так говорила о брате его сестра Мария Павловна.

В первый год жизни в Мелихове Антон Павлович посадил 60 вишень, 80 яблонь, 100 кустов сирени. Вот такой он был заядлый садовод. И как только успевал все: лечить, сажать, писать…. А еще он был присяжным поверенным Серпуховского уезда.

На пути у нас опять хозяин усадьбы, вернее его бюст, установленный в 1951 году.

Сад поражает свой красочностью и разнообразием несмотря на конец сентября. Знакомые и незнакомые цветы разной цветовой гаммы.

Белых роз мы не увидели. Они уже отцвели. Это любимые цветы писателя.Даже будучи больным, когда он жил в Ялте, он писал сестре Маше, чтобы она без него не обрезала розы. После его обрезки они цвели гораздо лучше.

Думаете, что это чертополох? А ничего подобного…. Это французские артишоки. Артишок называют королем французской кухни. На вид он действительно похож на сорняк-чертополох. А готовят его с тыквой, лимоном, картошкой и т.д. и т.п, то есть как нафантазируете, плюс различные приправы по вкусу. Эфирные масла, содержащиеся в лепестках артишока, придают ему изысканный вкус. А полезных свойств у него….много-много.

Семья Чеховых выращивала все: картофель, томаты, перец и баклажаны, солили в тыквах огурцы, варили варенье из вишни и яблок. Поэтому и сейчас в Мелихово, проводя различные фестивали, угощают посетителей солеными огурчиками из тыквы, вареньем из крыжовника по чеховскому рецепту.Но мы попали в усадьбу в будний день, поэтому вкусностей из чеховской кухни мы не попробовали.

Рядом с садом-огородом находится флигель, где А.П.Чехов написал "Чайку".

Флигель открыт только летом. Жаль, не удалось почувствовать атмосферу места, где работал писатель.

Когда Чехов находился дома, над флигелем поднимался небольшой флажок.

Колокол собирал семью на обед ровно в полдень. В это время все бросали свои дела и шли в столовую. Павел Егорович (отец писателя) приносил свои наливочки и настоечки на березовых почках и смородиновых листьях. Стол у Евгении Яковлевны (матери писателя) всегда ломился от различных яств.

Дальше идем в дом А.П.Чехова, в котором жили его родители , сестра Маша и брат Михаил.

В кабинете Антона Павловича на самом видном месте лежат пенсне. То самое, с которыми он изображен на всех известных нам портретах.

На столе также лежит рулетка, с которой садовод Чехов ходил по саду и измерял расстояние между посадками.

Картины друга И. Левитана, фотографии родных и близких можно увидеть в кабинете.

Самая яркая и в то же время светлая комната Марии Павловны — сестры писателя. Мария Павловна (1863-1957) преподавала историю и географию в женской гимназии Ржевской в Москве, но приезжала к родителям в пятницу, а в понедельник уезжала обратно. Их семью называли "толстовцами". Они рано вставали и много работали. Это можно прочитать в ее воспоминаниях.

В мелиховский период она серьезно увлекалась живописью. Ее наставниками были Левитан и Серов, которые хвалили ее работы. В ее комнате можно увидеть художественные принадлежности: этюдник, краски, кисти. Но художником она не стала. После смерти брата в 1904 году она стала хранителем его памяти, инициатором создания музеев в Мелихово, потом в Ялте и бессменным директором ялтинского музея. А в годы жизни была другом и приятелем, о чем свидетельствует надпись на первом вышедшем сборнике писателя.

Не буду описывать все комнаты дома. Иначе будет неинтересно потом, когда вы приедете в усадьбу насладиться духом чеховской семьи. А предварительно советую прочитать небольшие воспоминания первого директора музея в Мелихово после М.П.Чеховой — Юрия Константиновича Авдеева "В Чеховском Мелихово", который непосредственно общался с сестрой писателя (всего-то две сотни страниц, вышедшие в издательстве "Московский рабочий" в 1978 году). Посмотрела тираж, всего-то 75000 экз. Похоже, я обладаю почти что раритетом.

Идем гулять по усадьбе.

Аллея любви совсем не впечатлила.Она начинается от старой ивы, которой более 120 лет. Дерево берегут и лечат дендрологи.

Идем мимо прудов, где в летнее время играют спектакли. Представляет, вы сидите на бережку, а перед вами играют пьесу по рассказам Чехова. Живую и смешную, а может быть немного грустную о жизни и любви. Ведь все рассказы Чехова о жизни и во многих не обходится без любви.

Наконец-то дошли до памятника чеховским таксах, которых А.П.Чехов очень любил. Хина и Бром — так он их назвал, а когда подросли — Хина Марковна и Бром Исаевич. Если потереть их носы, то будет вам счастье.

Даже героиня рассказа "Каштанка" была метисом таксы. У брата писателя была такса с именем Йод. Хина, Бром, Йод — самые распространенные медицинские препараты того времени. Потом у Чеховых появилась Селитра. Писатель постоянно рассказывал знакомым о своих питомцах, попросту "доставал" , как и все собачники, рассказывающие о своих собаках — членах семьи.

Вот на этой собачьей ноте и закончу незаконченное наше путешествие. Осталась усадьба Дворяниново — гения 18 века и 19 века Болотова Андрея Тимофеевича, прожившего долгую и интересную жизнь (1738-1833).

Источник

Метки :