«Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени.» (Джордж Р. Р. Мартин)
Вместо предисловия.
Не перестаю восхищаться тем, насколько популярен в Чехии старый добрый фильм «Три орешка для Золушки» — здесь Рождество просто немыслимо без просмотра этой картины. Прекрасная традиция! Помните, как спешили мы в далеком детстве на звуки заставки к передаче «В гостях у сказки» и голос «тети Вали»? Как под песню не стареющего Карела Готта о беззащитной птичке и местонахождении ее гнезда мечтали оказаться по ту сторону экрана, чтобы встретиться наяву с полюбившимся персонажем или прожить сюжет за него? Что ж, здесь вы легко ощутите всё это вновь.
Увы, современные дети далеко не всегда знакомы со сказками нашего детства, а приобщить их к таковым удается лишь в самом раннем возрасте. Потом детские симпатии смещаются к динамичному «экшену» и зрелищным спецэффектам, которые нередко скрывают откровенную глупость сюжетов. Например, кто-нибудь может объяснить, почему детишек из «Гарри Поттера» вместе с их друзьями организаторы Кубка Огня сначала специально и очень зрелищно отправляют на смерть (скармливают драконам, топят и т.д.), но затем почему-то опечаливаются, когда кто-то все-таки откинет копыта? Предпочел бы подобному злобному бреду какую-нибудь сказку подобрее (пусть даже с примитивными спецэффектами), но российское телевидение сделало иной выбор, и за старыми добрыми фильмами приходится отправляться или в Интернет, или в Чехию.
В дни рождественских каникул тема «Трех орешков» эксплуатируется в Чехии на каждом углу, и при желании легко можно отправиться на экскурсию в «то самое место» (точнее, одно из «тех самых мест»), где снимался культовый фильм-сказка.
1. «Поехали-поехали, в лес за орехами…» (из руководства для самых юных туристов)
Да уж… Чем больше читаешь или слушаешь про интерьеры чешских замков, тем сильнее ощущаешь шелест лапши на ушах. Зачастую развешивание оной провоцируют сами туристы, когда посреди пышной залы или в комментариях к статье вдруг спрашивают гида/автора: «А не здесь ли снимали Три орешка?» И начинается…
То замок Глубока-над-Влтавой местом съемки назовут (чушь), то замок Сихров (тоже чушь, не надо путать Золушку со Златовлаской), то вообще любой близлежащий парк или городок — лишь бы турист мог гордо сказать: «я был, я видел!»
На деле же ситуация такова:
1) Родной дом чешской Золушки следует искать близ Пльзеня, в замке Швигов (https://www.hradsvihov.cz ), только в рождественские каникулы он закрыт. Можно ограничиться и наружным осмотром, но это лучше сделать в другой сезон. Все равно тема фильма в экспозициях замка не обыгрывается, там акцент на военной «мальчишеской» тематике.
2) Отдельные интерьерные сцены снимались в замке Леднице (https://www.zamek-lednice.com , http://www.lednice.cz ) в Южной Моравии, но в зимний период он закрыт (сокращенный маршрут доступен лишь по выходным в ноябре-декабре). Экскурсия по замку с фильмом тоже никак не связана, но замок интересен сам по себе.
3) Для съемок на природе (за исключением павильонных) выбирались живописные уголки в Шумаве и Моравии, но едва ли сегодня кто-то точно их назовет или узнает. Как-никак, 43 года прошло.
4) А вот королевский замок (тот самый, про который вешают лапшу) снимался вообще не в Чехии, а в соседней Саксонии, близ Дрездена, в охотничьем домике Морицбург. Кстати, именно в нем в зимний период регулярно проходят посвященные фильму выставки (вся информация здесь http://www.schloss-moritzburg.de).
Ну что, едем в Морицбург? Не спешите. Информация о зимней «золушковедческой» экспозиции на сайте замка изложена очень хитро и может ввести в заблуждение, поэтому считаю необходимым всё разъяснить, чтобы заранее предостеречь от возможных разочарований.
2. «Нет, всё понятно, но что конкретно?» (из комментариев к анонсу экскурсии)
Даже если бы в Морицбурге не снималось ни одного фильма, замок все равно представлял бы немалый интерес. Можно долго рассказывать и о знаменитой комнате в Фазаньем домике, всё убранство которой выполнено из пары миллионов птичьих перьев, и о зале с кожаными стенами, и о рекордно больших оленьих рогах, которые были подарены (но не наставлены) хозяину замка самим Петром Первым. Прекрасные сады, великолепное барокко… Словом, там есть на что посмотреть.
Здесь возникает первый и главный вопрос:
1) Удастся ли увидеть все эти интерьеры, отправляясь на посвященную фильму о Золушке выставку?
Ответ на сайте замка дан предельно уклончиво.
С одной стороны, вроде бы он положительный («в зимний период замок трансформируется в посвященную фильму выставку…», комнаты и залы называют «постоянными экспозициями», а гости замка «могут посетить выставку барокко или увидеть изнутри процесс создания популярного фильма-сказки…»).
С другой стороны, в подробном просмотре страницы о «постоянных экспозициях» говорится, что это летний маршрут. В FAQ о зимней выставке по «трем орешкам» тоже сообщается, что комната из перьев и экспозиция барокко закрыты в зимний период до апреля 2017г (только нужный вопрос хитро сформулирован про «Дни Барокко», и в ответ турист может просто не заглянуть).
Вношу ясность: Фазаний домик недоступен, большинство залов закрыты. Увы, можно увидеть лишь фойе, коридор, лестницы и трапезный зал (да и тот с балкона).
Соответственно, в экспозиции по «Трем орешкам» нет старинных интерьеров и экспонатов. Она сосредоточена исключительно на фильме. Если после этого уточнения ваш интерес к выставке не угас, готовьтесь посетить замок дважды: зимой и летом (впрочем, то же самое рекомендую и в отношении других интерьерных чешских замков). В идеале попробуйте совместить Морицбург с еще каким-либо местом по соседству (мы, например, совместили с Мейсеном и мостом Бастай).
Тем не менее, вокруг расположенного на острове посреди живописных прудов замка вы легко найдете немало красивых мест. Если погода позволит, конечно. Нас она, честно говоря, в этот раз не баловала.
2) Как организована экскурсия по выставке? Можно ли узнать расписание групповых экскурсий на разных языках? Есть ли аудиогиды? Что с билетами?
Увы, информации на сайте замка снова недостаточно, а на предварительные вопросы туристов сотрудники выставки отвечают скудно и неохотно. Так что рассказываю.
Никаких групповых экскурсий по расписанию в зимнем Морицбурге нет. Нет и аудиогидов. На руки туристам выдается лишь небольшой буклетик (в т.ч. есть и на русском). При бронировании билетов заранее назначается коридор времени, но никакого смысла в предварительном бронировании нет. Билеты свободно продаются на месте, очередь в кассу в разгар дня небольшая (человек 10), ограничений на вход нет, внутри можете находиться сколько угодно (1-1.5часа хватит). Семьям с детьми может быть выгодно взять семейный билет (например, 2взр+4дет = 16 евро, как за 2 отдельных взрослых билета).
К сожалению, вся информация внутри экспозиции доступна исключительно на немецком и чешском языках (пока лишь отдельные интерактивные стенды предлагают английский текст). Поэтому всем, не владеющим этими языками, рекомендую обратиться за помощью к опытному гиду. Со своей стороны хочу искренне поблагодарить моих хороших знакомых: Алесю Колединскую и ее мужа Виктора, который в этот раз организовал нам очень интересную и насыщенную поездку по Саксонии. Без Виктора на этой выставке нам (англоговорящим) пришлось бы туго, а так еще и много дополнительной информации от него (коренного чеха) узнали.
3) Транспорт, парковка.
Из Дрездена доехать сюда легко (варианты см. на сайте замка), но из Праги общественным транспортом добираться неудобно – придется пересаживаться в Дрездене.
Лучше ехать на своей машине, но будьте готовы к тому, что парковка у замка (просторная и платная) зимой полностью забита. Свободное место пришлось искать долго – фильм и выставка очень популярны и у немцев, так что на парковке и внутри замка аншлаг.
Итак, любителей барокко я вроде бы распугал. Остались лишь самые крепкие и целеустремленные любители сказок. Вот вас-то, мои дорогие собратья, я сейчас и попробую заинтересовать, дав общее представление о выставке. Но при этом сохраню интригу, оставив недосказанными самые интересные детали и факты, с которыми будет интересно познакомиться на месте.
3. «Ох уж эти сказочки, ох уж эти мне сказочники…»
Любой театр, как известно, начинается с вешалки, а вешалка с очереди. Посвященная «Трем орешкам» выставка в Морицбурге эту традицию поддержала, но оригинальным способом. Здесь, в фойе, все желающие совершенно свободно могут примерить копии костюмов из фильма, а затем запечатлеть себя «в образе», в соответствующих декорациях и с поставленным студийным светом. Для желающих в точности повторить «тот самый кадр» предусмотрены даже полноразмерные картинки-эталоны.
Примеркой, конечно же, этот процесс можно назвать лишь условно – любой костюм или платье на деле является неким подобием фартука, накидки и т.п. В кадре это не особенно заметно, зато позволяет варьировать размер, ощутимо ускоряет примерку и (главное) спасает реквизит от раздирания в клочья толпой золушек (принцев и т.д. по списку) разных возрастов и комплекций.
Тем временем не участвующие в процессе и фотосъемке гости могут восстановить в памяти события фильма, посмотрев на отдельном стенде веселый мультик со слегка модифицированным «кратким содержанием».
С первой же комнаты на верхнем этаже начинается погружение в мир сказки. Задействованы в этом все средства и технологии: от винтажных до самых современных. Сначала за интерактивным столом-пультом вам предложат познакомиться с историей и разными версиями сказки о Золушке (включая тот самый, положенный в основу фильма пересказ Божены Немцовой), а стенды на стенах расскажут о жизни авторов.
Однако самое интересное ожидает в дальней части комнаты. Представьте предельно реалистичную полноразмерную голографическую 3D-модель хозяйки замка, которая, словно призрак, появляется в воздухе прямо перед вами, оживает и начинает свой рассказ. Эффект присутствия полный, мимика и жестикуляция модели детально проработаны, четкость и насыщенность изображения на высоте. Детишек просто не оторвать (только не забудьте про языковую проблему).
Следующий холл превращен в кинозал, где на двух языках демонстрируется 15-минутный ролик об интересных и забавных моментах, связанных с созданием фильма. Знакомый и очень колоритный персонаж на экране расскажет и покажет, как снимали тот или иной эпизод. Немало информации вынесеноо и на стенды в фойе, и часть из них интерактивные. С помощью последних вы можете попробовать угадать, какую роль в фильме играл тот или иной актер, представленный на фото. Только будьте готовы – задачка это непростая, т.к. образы для ассоциации выбраны самые неожиданные.
Здесь, например, вы узнаете:
— почему имя сценариста является вымышленным;
— почему чешский фильм стал совместным (с ГДР) и что определило место съемки;
— почему изначально летняя сказка внезапно стала зимней;
— почему актеры фильма сильно мерзли, а немалая часть реквизита пропахла рыбой;
— где в окрестностях замка найти места съемки сцен фильма, а также еще кое-что;
— чем объясняется удивительная смышленость коня Юрашека, и сколько дублеров у него было;
— сколько раз бедолага-принц бегал вниз и вверх по лестнице ради единственной сцены с туфелькой;
— как и почему в середине съемок одна из немецких актрис шокировала чешскую съемочную группу своим неожиданным овладением чешским языком;
— почему принца в фильме пришлось переозвучивать на родном языке;
— чем различался кастинг на роль короля и королевы, а также Золушки и принца;
— подробности из жизни той самой лисы (конечно же, ничуть не пострадавшей);
— кому из актеров и когда потребовались дублеры, а кому нет;
— каким должен был быть финал фильма, и почему его изменили на импровизацию;
— …и многое другое.
А дальше наш путь лежит через киностудию, где начинается чистый интерактив.
На монтажных столах с дисплеями желающие могут шаг за шагом в хронологическом порядке проследить всю историю и географию съемок.
А интерактивным макетом съемочной площадки в замке Швигов можно даже поуправлять, возводя и убирая временные постройки, возводившиеся специально для съемок.
В соседнем зале студии оборудованы рабочие места для юных звукорежиссеров, где можно научиться (упрощенно) сводить звуковые дорожки, накладывать музыку и выполнять дубляж. По соседству с ними есть и пульты для создания винтажных спецэффектов. Именно там можно увидеть и самостоятельно запрограммировать сцену, в которой платье принцессы выпрыгивает из лесного орешка.
А в следующем коридоре находится большое колесо, при повороте которого можно получить «волшебный орешек».
Не теряйте его — он потребуется в дальнейших комнатах как жетон для интерактивных стендов и игр, ведь часть информации придется получать в игровой форме. А где-то и просто сыграть в предлагаемую мини-игру ради удовольствия. К примеру, в лесной механический пинболл с колокольчиком.
Капитально запасаться орехами необязательно — орешек каждый раз послушно возвращается в руки игрока.
Впереди ждут съемочные площадки, сцены, оригинальный реквизит и костюмы из фильма. Начнется это путешествие, как и положено, на чердаке у мачехи, о которой напомнит ее костюм со «шляпой бэтмена».
Здесь мы узнаем, к каким ухищрениям приходилось прибегать при съемке сцен с голубями.
Вторая сцена – лесная поляна, где на обратной стороне стволов можно прочитать интересные подробности о съемках на природе.
А детишки тем временем поразвлекаются с орешком у еще одного стенда (скажем так, не очень уважительного к педагогам, но достаточно веселого) или заглянут в расположенный рядом домик одного важного персонажа. Взрослым попасть в домик непросто, поэтому для нас в одной из стен домика любезно прорезан глазок.
Очередная сцена – бальный зал, где в оригинальных костюмах представлена танцующая пара и взирающая на них королевская чета.
Здесь же можно увидеть и строгого наставника (он, видимо, уже оправился после того, что сделали с ним детишки на стенде в предыдущей комнате).
Как ни жаль, но сказка потихоньку приближается к финалу. По темному коридору, где на свисающие трубки-стекловоды проецируется сцена погони, мы приближаемся к главным экспонатам – роскошному свадебному платью Золушки и ее хрустальной туфельке.
Чуть поодаль находится и «волшебный контейнер» для «волшебных орешков». Говорят, опустив в него орешек , можно загадать желание – и оно обязательно сбудется. Решайте сами: проверить или сохранить на память эту маленькую частичку доброй волшебной сказки.
Через уютное кафе, стилизованное под королевскую кухню из фильма, и сувенирную лавку мы покидаем замок и отправляемся на поиски потерянной туфельки, а также других сюрпризов, оставленных для гостей организаторами выставки.
Туфелька обнаружилась сразу, и возле нее в этот раз даже не было очереди на примерку.
Около касс нашлась и другая туфелька, слегка повместительнее. Следуя традиции, мы оставили в ней монетку, чтобы вернуться.
Ну что же, до скорой встречи, Морицбург. Увидимся летом! А сейчас, увы, пришла пора попрощаться со сказкой и вернуться в не по-зимнему промозглый и ветреный день. Говорят, такая погода на Рождество бывает в этих местах очень редко.
Впрочем, съемки «Трех орешков» начинались здесь при точно такой же погоде, бесснежной и промозглой. В это верится с трудом, ведь недостатка снега в кадре никак не наблюдалось. Полагаю, вы уже догадались, почему часть реквизита имела устойчивый рыбный запах? Вот так и создаются порой культовые рождественские истории. 🙂
Негостеприимное свинцово-серое небо провожало нас мелким дождем, а впереди, в Мейсене, поджидали сильный ливень и шквальный ветер. Ну и пусть. Это ведь мелочи, которые скоро забудутся. Но навеки останется с нами совсем иное – ни с чем не сравнимое чувство прикосновения к сказке.
И, конечно же, три настоящих волшебных орешка.