18.02.2019

Народно-прикладное искусство Узбекистана

Особую и значимую роль сегодня народно-прикладному искусству Узбекистана предопределили исторические условия, в которых развивалась культура узбекского народа. На протяжении многих веков оно вбирало в себя наследие целых поколений, семейных и национальных традиций и обычаев. Развиваясь, народно-прикладное искусство поражало художественной фантазией, богатством и уникальностью неповторимого этноса.
,
Самобытное и эксклюзивное творчество народных ремесленников и мастеров, как и прежде, не утратило своей актуальности: по сей день изделия, будь то бытовая утварь, сувенир, либо украшение для жилища, славятся даже далеко за пределами Узбекистана. Керамика, резьба по дереву, игрушки и куклы, ковроткачество, ювелирное искусство, росписи лаковые, настенные, ганч, ткани и вышивка, золотое шитье, медная чеканка, ножи — рукотворные работы умельцев составляют неповторимую экзотику Узбекистана.
,
На территории Узбекистана поколениями в течение веков формировались своеобразные «колыбели» зодчества, центры художественных и декоративно-прикладных ремесел. И каждый регион именит своим направлением, что способствовало развитию искусства, сложению своих местных стилей и характерного «почерка» мастеров, узоров и расцветок.
,
  
,
В Чусте умельцами создавались ножи и тюбетейки, мастера резного кружева проживали в Коканде, Бухара, как и прежде, славна золотым шитьем, Риштан и Гиждуван — бесподобной керамикой, Шахрисабз – национальной вышивкой. functionw, d, n, s, t wn = wn wnfunction Ya.Context.AdvManager.render blockId: ‘R-A-68758-1’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-68758-1′, horizontalAlign: false, async: true t = d.getElementsByTagName’script’0 s = d.createElement’script’ s.type = ‘text/javascript’ s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’ s.async = true t.parentNode.insertBefores, t this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’
,
Особое место в народно-прикладном искусстве Узбекистана занимают ювелирные изделия Бухары, Хивы, Коканда, Самарканда, Шахрисабза, Карши, Ташкента, Маргилана, Намангана, Андижана и других поселений Средней Азии. Являясь показателем возрастных градаций и социального положения, женские и мужские украшения выполнялись в соответствии с требованиями времени и заказами потребителей. В продукции местных ювелиров широко отразились культурно-экономические связи и взаимовлияние умельцев соседних стран.
,
В минувшие века большим спросом пользовались среднеазиатские ткани кустарной выделки. В Бухаре, Самарканде, Коканде, Маргилане, Намангане выпускались традиционные узбекские шелковые ткани кановиз, шойи, хан-атлас, бекасам, банорас, адрас. Продукция ткачей выходила за пределы местных рынков и имела сбыт по всей Средней Азии и за ее пределами, что свидетельствовало о разнообразии узбекского текстиля и специфике его художественного оформления, тонком вкусе народных ремесленников.
,
Казалось бы, потерявшее некогда свою актуальность, сегодня узбекское народное и декоративно-прикладное искусство вновь возрождается. Приобретая новые формы, оно все же бережно хранит в себе отпечатки былой славы и мастерства неизвестных умельцев.
,

Источник: Хотите прочитать этот материал на сайте awaytravel.ru ?