2015 год по тибетскому календарю – это год Овцы. В этом году у тибетцев принято совершать Кору вокруг священного озера. Мы решили сделать Коры не только вокруг Кайласа, но и вокруг трех самых священных озер Тибета: озеро Намтсо, озеро Дангра и озеро Маносаровар. Кроме того, любые ритуалы, связанные со стихией воды, оказывают в этот год очень сильное влияние на практикующих. Поэтому, в программу было включено посещение 4-х священных рек: Инд, Сетледж, Карнали и Брахмапутра.
1 день 07.08 – перелет Москва Шереметьево 22:40 — Гуанчжоу 14.25+1
2 день 08.08 – прибытие в Гуанчжоу в 14:25. Ночь в отеле Гуанчжоу. GH Grand Hotel
3 день 09.08 – перелет Гуанчжоу 09:05 — Лхаса 14:20. Ночь в отеле Танка 4*.
Отель очень удобно располагается рядом с Джокангом, однако с каждым годом он становится все хуже и хуже.: номера требуют обновления и ремонта. Однако удобства и материальная база отеля-не самая важная составляющая нашего паломнического путешествия.
Кора вокруг Джоканга.
Хочется сказать несколько слов о наиболее интересных местах на Коре. Как я уже писал в своем путеводителе, в 2014 году Китайские власти провели реставрацию Тибетского квартала. Вся дор
ога вокруг Джоканга была расчищена и вымощена. Все мелкие лавки были убраны в отдельный павильон Баркхор супермаркет. Улица, по которой паломники обходят монастырь, называется Barkhor Lu, а марщрут напоминает больше не круг, а квадрат. На северной части Коры есть несколько интересных храмов, куда туристы редко заходят. Прямо напротив здания The Qing government Ambans Yamen of Tibet, по направлению к Джокангу отходит небольшая улица без названия. В начале ее построен небольшой храм, который называется Mantra Temple или Mani Lhakhang. В нем установлен большой вращающийся барабан, который обязательно нужно прокрутить несколько раз. Сразу за этим храмом расположено 2-х этажное здание Water Blessing Temple или Jampa Lhakhang. На первом этаже его расположено несколько статуй Будд. Наибольший интерес представляет второй этаж, который открыт по выходным или по праздникам. Лама этого храма опрыскивает головы паломников водой, благословляя их на здоровье и удачу. Обычно очередь на данную процедуру начинается еще на улице, но иностранцев часто пропускают вперед. Продолжаем движение по узкой улице вглубь квартала. Пройдя несколько сотен метров, упираешься в ворота, пройдя через которые, оказываешься в узком переулке, где также расположено несколько интересных храмов. По правую сторону расположен храм Gampo. Он построен на месте пещерного храма, который был до Джоканга. В нем установлены статуи Защитников буддизма и Джамбалы (Куберы). Молитвы в этом храме способствуют успеху и процветанию. На втором этаже находится маленький храм, посвященный горе Меру. В нем находится статуя защитника буддизма Panjara. В конце переулка находится один из старейших храмов этого квартала — Meru Ningpa Monastery. Монастырь связан с человеком, построившим Джоканг. На крыше монастыря есть площадка, с которой открывается один из лучших видов на Джоканг. Стоит обратить внимание на атмосферу храма. Он очень уютый и спокойный. Сейчас в нем проживает 4 монаха. Также местные жители очень любят посещать еще один храм, расположенный рядом с Баркор Корой. Называется он Rabsai Tsankhang (Rabsaizenkang) на улице Rao Sai Yi Xiang. Эта улица начинается сразу же после поворота с восточной части Баркор Лу на Южную. На ней есть несколько неплохих ресторанов. В этом храме находятся 2 реликвии: камень из озера, на котором построен Джоканг и отпечаток ступни Падмасабхавы. В главном Храме находится статуя Будды Шакьямуни, Защитников буддизма и Нагов.
4 день 10.08 — переезд к Озеру Намтсо.
Примерно в 190 км северо-западнее Лхасы (в Чантанге) располагается, второе по величине в Тибете и в Китае озеро — Намтсо (Небесное Озеро). Это соленое озеро длиной около 70 км, шириной 30 км и глубиной 35м. Считается озером души тибетского народа и является священным. Покровительницей озера Намцо является богиня Намцо Кьонгму, которая, по тибетскому поверью, является эманацией Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
Дорога до озера G109. Направление на Янгпачен (Yangpachen). Лхаса Янгпачен всего 90 км, но так как дорога проходит среди населенных пунктов, то здесь также действуют скоростные ограничители КПП (check point).
Основные достопримечательности по дороге G109:
3868 — КПП Ямга (Yamda) (check point) 30км — 45 мин (Mar Xian town).
3853 — Мост через реку в долину Толинг (Toling). Эта дорога к Монастырю Тцурпу (Tsurphu) — 24 км.
3849 — поворот к монастырю направо Niesang Droldroma Lhakang.
3845 — поворот Coumai Temple и Tsome Monastery — 2 км.
3840 — чек поинт и спид лимит 40 мин — 45 км Янгпочен.
3804 — Check point. Янгпочен. Спид лимит 79км — 70 мин Damshung.
После КПП дорога G109 сворачивает направо.
Налево начинается S304. Эта дорога ведет к Шигадзе.
3779 — перевал Thang gu lha (4640).
С перевала открывается вид на снежную вершину Mt Nyanchen Tangla. Здесь же есть магазины и кафе.
Рядом с дорогой установлено несколько печей для сжигания сангха, а за ними огромные поля с молитвенными флагами.
Указатель: До Damshung 30км.
3758 — Nyngdrong.
3753 — Damshung check point.
И через 1 км поворот налево на Намтсо (60км до полуострова Tashi Dor). Новая дорога X104 (город Дамшунг известен тем, что здесь проводятся фестивали, гонки на яках и лошадях).
Через 10 км въезд в национальный парк Намтсо (въезд платный 120 юаней).
24 км — La Ghen la перевал 5190 м. Здесь большая парковка для машин. На этом перевале загадывают желания, и озеро обязательно их исполняет.
32 км — населенный пункт Намтсо. Этот поселок находится на перекрестке X104 и дороге проходящей вокруг озера. Туристы все едут по левой дороге к полуострову Таши дор (Tash Dor).
40 км — смотровая площадка.
51 км — поворот на полуостров. Check point.
58 км — центр полуострова.
ИТОГО: весь маршрут 220 км был преодолен за 7 часов.
Как я уже писал выше, озеро находится на 1 км выше, чем Лхаса. Поэтому большинство туристов сразу начинают резко ощущать нехватку кислорода, и это проявляется в желании поспать. Однако после отдыха, к вечеру силы возвращаются, и вы вполне сможете выйти на 4 км на прогулку вокруг холма. Обычно она занимает около 4-х часов.
Сам полуостров представляет собой большую площадку у подножья огромного холма. На площадке находятся гостевые дома, магазинчики и кафе-рестораны.
Есть 2 приличных геста:
1. Namtso Holy Lake guest.
2. Sheep guest house (похуже).
Главное действие — это обход горы Кора, которая находится на полуострове.
Достопримечательности полуострова Tashidoland:
1. Две скалы, увешанные белыми шарфами Couple hand.
2. Монастырь Tashido Monastery. Он представляет собой 2 здания.
Первое здание — храм Падмасабхавы, на месте пещеры, где он медитировал 7 дней. Свод пещеры принял форму его колпака. В этом же храме статуя бога озера Намтсо. Второе здание — храм Dochechang, в нем божество Tanggula.
3. Огромная скала, на вершину которой, местные жители закидывают белые шарфы, закладывая в них камни.
Скала называется — Дворец Будды Медицины. Это скалу также принято обходить по часовой стрелке.
4. За скалой находится дыра, в которую пролезть может только человек с хорошей кармой.
5. Огромное количество пещер и маленьких пещерных храмов.
И завершает Кору подъем на саму скалу, откуда открывается великолепный вид на озеро, окруженное 18 снежными вершинами.
Ночь в гестхаузе Таши Дор.
5 день 11.08 — Кора вокруг священного озера.
Кора Намтсо.
У Тибетцев Кора вокруг озера занимает больше 2-х недель (18 дней). Туристам на джипе достаточно и одного дня.
Чтобы объехать озеро за один день и вернуться в Лхасу необходимо начать ее с рассветом. Дорога вокруг озера выложена гравием, даже микроавтобус, почти везде сможет проехать. Мы выехали в 6 утра, когда было еще темно. Наверно это было немного рано, так как первый час мы ехали, практически в темноте и ничего не было видно. Вокруг озера расположены 4 монастыря. Из них восстановлен только один на Таши Дор. Западная часть озера — это руины монастыря Dargye Lugdong, на севере руины Jador Somdeling и Rigsum Gompa.
Первая остановка через полтора часа — 40км от полуострова — северная часть озера для омовения. Большое количество прей флагов. Тибетцы жгут сангх.
Через 4 км указатель — Guqiong temple 35 км (Dargye Lugdong monastery).
Через 10 км — чек поинт,проезд в область Bang ga. Нас туда не пустили. С 2015 года нужен специальный пермит.
Провели около часа, но все четно, едем назад.
Наиболее интересные объекты находятся на другом берегу озера: Elefant gate, Jador Simdeling и «Уши лошади».
Попытаемся попасть туда с заезда с другой стороны.
Не доезжая до города Namtso, сворачиваем налево, на север (Bangor). Указатель Bangor 118 км, а Damxung — 82 км ,52 км — Tea House. Верстовой столб — 57 км КПП. Здесь опять же надо правильно сказать, куда ты едешь. Если сказать, что вокруг озера, то не пустят, если же на Bangor. то могут пропустить. После КПП (50 м) сразу же есть поворот к озеру, но туда сворачивать не надо. Справа от КПП – термальные источники. Едем прямо через перевал Bang ga la (4875) — 4 км от КПП. После перевала открывается вид на небольшое озеро Bamu Tso, и едем вдоль него по хорошей дороге (асфальт) и через 27 км поворот назад к озеру. На перекрестке туристический офис (не работающий) и указатель Lake Road и Elephant holy gate 50 km. Дорога гравий, но вполне приличная. Через 15 км верстовой столб — 55 км, открывается вид на озеро.
31 км — спуск к озеру. С этого места открывается вид на Тамчок и «Уши лошади». Расстояние до них примерно километр.
18 км — развилки. Направо вниз к деревне и палаточному лагерю, это продолжение дороги вниз. Налево — к арке Танглай Гьяго. Шлагбаум и надо купить билет. Внизу парковка 5 юаней, туалет и несколько палаток — Чайных домиков.
Вся дорога заняла примерно полтора часа.
На берегу арки Танглай Гьяго стоит Каменный слон, увешенный белыми шарфами. Слева в 100 метрах — руины монастыря Джадор. Там же на скалах есть само проявленные изображения Будд. От монастыря можно пройти вдоль озера метров 500. Очень гармоничное место. Если продолжить движение вокруг озера против часовой стрелки, то через несколько километров увидим руины Rigsum gompo, а затем через 6 км населенный пункт Ringa Drok. Напротив этой деревни, которая представляет собой несколько палаток, есть маленький остров Kuhi Ne Drubphuk с пещерой для медитации.
Недалеко от западного берега озера находится еще один маленький островок Dorje Phagmo Drubphuk. На нем находится небольшой храм и пещера, посвященные Дордже Памо.
Рядом с западным мысом озера находится деревня Тара (около 50 палаток номадов) и монастырь Dorgye Lugudong.
Больше, в принципе, за один день ничего не просмотреть. Дорога назад, как всегда проходит быстрее. Хотя здесь добавляется еще один КПП в городке Намтсо, где выдают скоростной лимит до въезда в парк. От КПП Намтсо до Лхасы мы доехали за 4,5 часа.
Возвращение в Лхасу. Ночь в Лхасе. Отель Брахмапутра. Огромный отель 4 звезды. Находится в 10 минутах езды от Джоканга. Небольшие, но хорошие номера. Завтрак нормальный.
6 день 12.08 – отъезд из Лхасы в 7:30 утра. Посещение монастыря Gonkar Chode.
Монастырь Гонгкар Чод (Gongkar Chode) на правом берегу реки Брахмапутра (Brahmaputra) относится к школе Сакья, сейчас в нём проживают около 80 монахов. Он был основан в 1464 году, почитаемым учителем Дордже Денпа (1432–1496), основателем традиции Дзонпа школы Сакья. Его статуя установлена на третьем этаже храма. После строительства обители художник Джамьянг Кхьендзе Вангчук (родившийся в 1524 году.) расписал её стены яркими фресками с изображениями буддистских божеств. Позднее эта школа живописи получила название Кенри. Фрески сохранились до наших дней (по сторонам от входа в главный храм и на стенах галереи, идущей вокруг него), несмотря на то, что во время Культурной революции в монастыре устроили зерновой склад, а на стенах написали коммунистические лозунги. Также хорошо сохранились старинные росписи на втором этаже, изображающие основных божеств школы Сакья и план обители.
В монастыре Чод много скульптур, связанных с историей тибетского буддизма: несколько статуй Будд (в том числе Будд – прошлого, настоящего и будущего), а также Гуру Ринпоче, Дордже Денпа и др.
Посещение монастыря Engon (верстовой столб 4868) школы Сакья, основанному в 1469 году. Раньше здесь насчитывалось несколько тысяч монахов. С левой стороны автотрассы напротив поворота – одно из зданий монастыря в форме пирамиды цвета охры. Переезд в Lhaze через Шигадзе (Tibeten Lhatze Farmer’s House).
7 день 13.08 – переезд на священное озеро Дангра Ямцо.
Lhaze-Zangzang-Serging.
Здесь находится священная для бонпо территория горы Тарго и озера Дангра. Благодаря крайней изолированности района здесь до сих пор сохранились обычаи и жизненный уклад добуддийской секты бонпо. Интересно то, что в этом регионе одновременно сосуществуют две самые ранние религии Тибета (Бон и Ньингмапа).
Переезд Ладзе-Сангсанг 2,5 часа (завтрак в Сангсанге).
Два километра после Сансанга поворот на грунтовую дорогу S205.
Дорога ведет к озеру Дангра и соединяет G219 и S301 населенный пункт Nyima. Протяженность всей дороги около 500 км.
480 км Перевал Dong La (5646).
459 км поворот налево. Наша цель-монастырь Серджинг (Serzhing), расположенный у южной оконечности озера Dangra, почти у подножья священной горы Targo!!!
Верстовые указатели к поселку Tsha Tse и озеру Hiti tso.
442 км указатель — 43 км до Tso me
344 км — развилка. На ней надо налево.
Дальше начинается самое сложное. После развилки через 1 км начинается песок. Проехать здесь сможет только джип. Но нам все равно пришлось выходить из машины. После песчаных дюн мы поднялись на перевал и потом спустились в долину. На следующей развилке мы сделали серьезную ошибку и поехали направо!!! Но надо было ехать НАЛЕВО.
Сделав, такой крюк мы потеряли примерно час. На самом деле долины, по которым проходит дорога, населены пастухами и кочевниками. У них всегда можно спросить дорогу.
Самое интересное, что до монастыря нам все-таки так и не удалось добраться. Пошел дождь и снег, испортилась погода. И мы поняли, что нам нужно выбирать монастырь или все-таки успеть доехать до Tsochen. Мы выбрали Tsochen.
На карте показана дорога, огибающая южный берег озера Dangra, но местные жители нам неоднократно говорили, что по той дороге не проехать, поэтому нам пришлось огибать не само озеро, а целую горную гряду, в центре которой возвышалась Священная гора Тарго.
Грунтовая дорога проходит между озерами Zhuru tso (местами вдоль озера Zhuru) и Montso Tsonyl.
Мы проезжали деревни Kong ge Long или Chulho (Qulho) 120 км от Serzhing. Далее через 95 км вдоль реки Yutra Tsangpo до Tsochen (но не крупный город), от нее выезд на асфальт. И после этого еще час по асфальту, примерно, 45 км. В Tsochen (крупный город) приехали около 01:00. Мы проехали 230 км за 7 часов.
В нем есть отель на главной улице (Guowang Lu) напротив администрации и гестхауза – напротив рынка, называется Tsochen (chochen или CUO QIN) hotel 13989970260 или Lhatse Dronkhan.
К сожалению, внешний вид здания очень сильно отличается от его содержимого.
Отель «убит» совсем. Старая мебель. Грязно. Горячей воды нет. Хотя надо признать, что в нем не холодно, так как в номере есть батареи. Отель достаточно дорогой. Жуткий и холодный номер стоит около 300 юаней.
Напротив городского рынка есть чистый гестхауз Latze guest house, ночь в котором может быть будет гораздо приятнее. Он чище и гораздо дешевле. На городском рынке можно купить овощи и фрукты. А также в городе нужно обязательно заправить по максимуму свои джипы.
Основная идея была — посещение монастыря Tsochen Mendong. Монастырю больше 200 лет. Он был полностью разрушен во время Культурной революции и сейчас полн
ым ходом идет его восстановление. Мы встретились и получили благословение у Ламы Luodro. 94 –х летний старец, который получал посвящение у 16 Кармапы. В 36 лет он уехал в Индию и прожил там около 20 лет. Но потом вернулся в 1984 году, чтобы помогать возрождению буддизма в тибете. В 2014 году он давал нам передачу буддийских мантр. Монастырь принадлежит к школе Кагья. В нем есть изображения Миларепы, Марпы и Кармапы. На территории монастыря находится Чортен с останками Ламы Sherab Rimpoche, а также отпечаток его ступни на камне.
В нескольких десятках километрах на восток от Tsochena находится озеро (Tsari) Nam tso. Само озеро также является природным местом Силы. Это может почувствовать практически каждый.
Вдоль северного берега озера проходит грунтовая дорога к озеру Dangra. По ней можно добраться до северной оконечности Dongra Yutso — Деревни Ombu.
Это самый крупный населенный пункт на Озере. Здесь находится 4 гестхауза.
8 день 14.08 – переезд Serging-Shenring Gumpa-Tsochen-Rindor по одной из самых живописных дорог Тибета. Ночь в палатках или в деревне. Утром, посещение в Тсочене монастыря Кагью. Выезд в Риндор. В 11-30 выехали из Тзочена по дороге S206 на север на Гертзе. На выезде из города переезжаем КПП. Маркер 189 через 3 км от КПП, кончается асфальт и через 8 км мы сворачиваем с дороги S206 на дорогу Риндор. (на картах этой дороги нет).
Примерно, через 120 км — Baxiong village есть ресторан и гестхауз. Дорога проходит вдоль северного берега озера Taro Tso 4445м, озера практически не видно. На другом берегу озера находится поселок Lugkar, с одноименным монастырем, но хорошей дороги туда нет. Через 10 км начинается соляное озеро Chabyer Tso, через которое проходит дорога, но в сезон дождей (летом) по ней перемещаться опасно, поэтому есть вторая дорога вокруг соляного озера, которая на 40 км длиннее. Соль в этом озере обладает уникальными лечебными свойствами, поэтому ее можно взять с собой.
Примерно через 80 км мы выезжаем к озеру Rinchen Shubtso. Ориентир — верстовой столб 139.
Очень красивое озеро: с узким, как игла мысом и не большим холмом на конце. Настоящее место Силы.
Дорога вдоль озера около 15 км. И после озера еще 14 км до Риндора (Rind or Xang).
Риндор обыкновенная Тибетская деревня с двумя гестхаусами. Обычные тибетские гестхаусы с 3-4 кроватями в комнате. Кровать стоит 60-70 юаней.
Итого весь путь 10 часов всего 260 км.
9 день 15.08 — Rindor-yakra-Indus river source. (90 км). Грунтовая дорога оказалась на удивление хорошей.
На дороге встречаются маркерные столбы, которые указывают расстояние до Якры.
Через 72 км встретили столб 20 км. Дорога проходит под озером Ngangla Ringco среди зеленых лугов со снежными вершинами на горизонте. Итого, весь путь занял примерно 3 часа.
Якра достаточно большой населенный пункт. В ней есть 3 гестхауса. Все расположены вдоль главной улицы, которая проходит через поселок.
1. Новый гест по 2 кровати в номере, по 100 юаней с человека. Находится при въезде в Якру справа.
2. Nomed Family Guest. Гест на 4-5 кроватей в комнате. Есть печка. Цена 60 юаней с человека. Находится слева, примерно посередине главной улице.
3. Гест в конце главной улице. Справа. Очень простой. Грязный и старый.
Бензина на бензоколонке не оказалось. А он нам был очень нужен. Мы покупали его «с рук» у какого-то грузовика. Так как качество продаваемого топлива было гораздо хуже, наши водители фильтровали его через тряпочку.
В Якре же мы наняли проводника (400 юаней), который обещал нам показать дорогу до истока Инда. Вообще, местный гид, жизненно необходим, если мы хотим посмотреть что то необычное. Но здесь, надо также быть достаточно аккуратным или везучим, чтобы этот же гид не сдал вас потом в полицию. Также надо очень внимательно договариваться с проводником. Например, в нашем случае, сначала, мы не планировали возвращаться назад в Якру, так как исток находился между Якрой и Дарченом. И было бы логично продолжить дорогу вперед. Хотя, проводник говорил, что дорога плохая и джипы могут по ней не проехать. Но после истока, оказалось, что проводник очень хочет назад в Якру и ни за какие деньги он не хотел добираться домой автостопом. В итоге, после 2-х часовых споров нам пришлось возвратиться в Якру и заночевать там. Гид Антан. (13989976122). Вывод, лучше брать проводника на мотоцикле, тогда не будет проблем с его возвращением.
ПОСЕЩЕНИЕ ИСТОКА ИНДА!!!
К Истоку мы выехали в 11-00. Выезд из Якры также не очень простой. На Юге везде несколько дорог и найти нужную, без местных жителей не возможно. Дорога в сухую погоду вполне проезжаема на джипе.
Через 9 км после моста развилка. На ней надо ехать направо!!!
Через 2 км опять развилка и опять направо.
Дорога очень живописная проходит по долинам среди гор. Почти постоянно едешь вдоль реки Lok dom Tsungpo или ручьев, которые время от времени надо пересекать вброд. Время в пути 4 часа.
Идти пешком, до истока минут 30. Примерно 3 километра. Исток находится на высоте 5150м.
Место видно издалека по прей флагам и маленьким белым Чортенам.
Исток представляет собой очень гармоничное место, где можно провести не один час. От этого места открывается вид на Гору, которая образует перевал Дор ма Ла.
Дорога назад в Якру заняла около 3 часов. По дороге мы видели лис, стаи волков, диких лошадей и оленей.
10 день 16.08 — переезд Якра – озеро Маносаровар – Исток Карнали – Пуранг.
Выезд из Якры в 6:30.
Через 60 км 8:36 деревня Чуканг (Qugcang).Чек поинт, проверка документов и пермитов. Дорога проходит вдоль реки Ra Chamo.
Перемещение в темное время не безопасно из-за большого количества диких яков, которые не любят туристические джипы. Нам пришлось около 20 минут ждать, пока як уйдет с дороги.
И в 10:45 через 31 км выезд на трассу G219. Верстовой столб — 1389.
По основной трассе едем 50 км до Барки и сворачиваем в ней налево. На дорогу S207 между озерами Маносаровар и Ракшастал. Эта дорога к границе в Пуранг.
52 км — верстовой столб, поворот к Кадрунг (Гедунг) и съезд с дороги.
Через 10 км въезжаем в Деревню. В центре поселка на горе стоит огромный Дзонг (крепость). От деревни Кадрунг до Истока Карнали.
В деревне необходимо нанять проводника и желательно лошадь, для того чтобы на ней переправиться через реку. Лошадей нужно заказывать заранее. Минимум с утра. Днем уже всех лошадей отводят на пастбище.
Поэтому мы, приехавшие в 13-00, остались без лошадей. Но староста деревни предложил нам 2-х гидов, которые могут показать нам дорогу и переправить нас через реку вброд. От деревни до реки ехать примерно 30 минут. Расстояние 11 км. Дорогу каждый год ремонтируют и удлиняют. Оставив, джипы на площадке над рекой мы собрались в путь. Метров через 500 от парковки, проводники показали нам место, где можно, перейти, реку не раздеваясь. Глубина была примерно по колено.
Трекинг около 9 км вдоль реки. Время от парковки до истока примерно 2ч 30 мин. Высота 4300 м над уровнем моря.
Этот исток один из самых зрелищных. Прямо из высокого обрыва бьет очень мощный источник, который напоминает клюв павлина. Стена из камней мани и прей флаги, находятся над истоком на вершине обрыва.
В 20:00 мы выехали из Кадрунга на дорогу S207. Дорога хорошая — асфальт.
Объезжаем с другой стороны Гурлу Мандату.
Через 20 минут — 75 столб и check point в Пуранг.
Через 7 минут мы въезжаем в сам город.
Пуранг очень чистенький и аккуратный приграничный город. Высота 3700 м.
ПУРАНГ отели:
-При въезде в город слева находится самый первый отель Peacock. Он находится на улице Gonnga La, которая проходит через весь город и является, по сути, продолжением дороги S207.
-Вниз по улице Yangbin Jie через 500 метров находится новый отель Ying hotel (Xian Greeteng), где мы и остановились, владелец тот же, что и Peacock.
На главной площади города, рядом с администрацией, находится новый отель почти 5 звездочный Himalaya Pulan Hotel.
На улице Gonnga Lu, находится рынок, где можно купить большое количество товаров из Индии. Рядом с ней же расположены неплохие гестхаусы:
1. Sharchok east guest house. 13989979344 и 13628975193.
2. Holly mountain Hot spring guest house 15708078226.
11 день 17.08 — посещение монастыря Кеджи (Кхорчаг).
На мой взгляд, Пуранг очень подходящее место для акклиматизационного спуска вниз, перед прохождением Коры.
Кроме того, в 18 км от Пуранга находится очень древний монастырь Кеджа (Кхорчаг) (высота 3600 м) со 2-й по значимости после Джоканга, статуей будды Манджушри. Этот монастырь вначале относился к линии Кадам, а позднее перешёл в линию Сакья. В монастыре находится статуя Бодхисаттвы Манджушри, которая была благословлена самим Ринченом Сангпо. В предании говорится, что когда эту статую везли в Га Эр, около Кхорчага, она внезапно заговорила и произнесла «Я останусь здесь». Тогда на этом месте был построен главный зал собраний.
Храм построен Ринчен Сампо в 9 веке.
Комплекс состоит из 4-х храмов.
Два основных храма: слева храм, который называется Jokang temple и прямо перед входом Lhakhang temple (храм священных писаний). И два маленьких: Мани храм и Храм подношения масляных ламп.
В Джоканге находится статуя Будды Шакьямуни из серебра. В алтарной части статуи 3-х Будд Авалокитешвары, Шакьямуни и Ваджрапани.
Кора вокруг Маносаровара на джипах.
Выезд из Пуранга в 12:30.
13:30 доехали до Ракшастала. Маркер 41 км.
Через 22 км прей флаги. Дорожный маркер 19 км.
14:10 — Через 5 км поворот к Чио Монастырю. Монастырь находится на высоком холме Sang Tok pairi. (земля Падмасабхавы)
Монастырь был восстановлен в 1985 году.
14:40 — отъезд из Чио.
15:05 — через 11 км Лотус Гейт.
Через 1 км Лангупа монастырь. Статуя Будды Шакьямуни. Справа статуя Падмасабхавы.
Внутри Будды находится благословение Дордже Памо в виде свиной головы.
Реликвии: волшебный бубен, появившийся из вод Маносаровара, звук которого очищает карму и камень в форме Кайласа.
При входе справа скульптура Будды Амитабхи (Будда вечного света).
15:25 – отъезд.
15:35 — выезд на асфальт (6 км от монастыря).
15:45 — поселок Хор. Через 12 км маркировочный столб 1364 км, здесь воевал Гесар.
Через 4 км — Ворота Маносаровар.
16:10 — чек поинт (КПП).
16:30 – Серлунг.
17:15 — Труго монастырь. Находится в самой южной части озера. Фактически у подножья Гурулы мандаты.
71 км — монастырь Готсо. Находится в западной части озера. Высоко над водой на обрыве берега. С него открывается вид на все озеро. Основатель Chimpa Norpo — 17 век на месте пещеры Готсамбо (13 век). Ночь в Дарчене.
12 день 18.08 – Переезд в Шамшунг через исток Сетеледжа и Тритапури. Исток Сетледж.
11:40 — выезд из Дарчена. Маркер 1301.
12:20 — через 30 км указатель на монастырь Dayton 12 км. Он же Dun Chu. Сворачиваем направо.
Через 8 км развилка: дорога прямо и налево. Мы едем прямо.
12:40 — монастырь. Главный храм восстанавливается. Стройка идет уже 3 года.
Старый был разрушен 1954 году. Восстановление идет с 1980 года.
Монастырю около 700лет. Сейчас в нем проживает один Лама и 4 монаха.
Примерно в километре от монастыря, в пределах видимости. Находится исток Сетледжа. На самом деле один из истоков. Выглядит он совсем невзрачно.
Посередине огромного заболоченного поля, стоит Чортен. Это и есть исток великой реки.
Что есть, то есть, выбирать не приходится.
От монастыря есть старая дорога до Тритхапури, по которой мы решаем ехать.
Дорога проходит вдоль реки Сетледж примерно 25 км. Очень живописная, но сложная. Проехать может только джип. Много пересечений вброд. И живописные долины сменяются подъемом по серпантину на холмы, разделяющие эти долины.
В долинах маленькие деревни пастухов, которые в это время необитаемы. Встречаются стада диких ослов.
Эти 25 км проехали за 2 часа. Это почти в 3 раза дольше, чем по обычной дороге через Меши. Но маршрут стоил того. Дорога очень необычная и красивая.
Тиртхапури (4300 м).
Оно образовано от санскритского слова Тиртха, что означает священное место, где есть пруд, озеро или река, воды, которых считаются святыми. Считается, что эти места являются границей между нашим материальным миром и миром Богов, поэтому контакт с ними здесь наиболее результативен. Во время посещения Тиртхи обычно принято совершать омовение в священных водах. Это место тесно связано как с Падмасабхавой, так и с супругой Чакросамвары – Дордже Пагмо.
Кора (ритуальный обход) Тиртхапури, является очень важным моментом паломничества. Считается, что 13 Кор равны одной Коре вокруг Кайласа, поэтому посещение священной земли очень помогает синхронизации с энергиями Кайласа.
Кроме того, омовения в источниках священной земли, способствует излечению от многих болезней.
От Тритапури до Меши или Монсиер 11 км.
Мы собирались ночевать в палатках в долине Гаруды. Это одно из самых замечательных мест в западном Тибете. По моему мнению, пещерный город, увенчанный серебряным дворцом Гаруды, не принадлежит нашему измерению. Если спокойно посидеть на вершине холма, то приходит понимание, что все что мы видим вокруг, может неожиданно ожить.
Для комфортной ночевки в долине, мы обычно берем в Меши в гестхаусе толстые одеяла и термоса с кипятком.
От Меши до долины Гаруды около 30 км. Дорога не очень хорошая для джипа. Автобус может пройти, только в сухую погоду.
На середине пути, в 16 км находится деревня Moncier с очень древним монастырем Gu ru kam. Это боннский монастырь. На фасаде монастыря установлена свастика. Основал монастырь лама Кьюнгтрил Джигме Намкха Дордже (1897-1956 гг.). Лама появился в этом месте в 1930 году и вскоре построил монастырь. Монастырь был очень важным местом, как для буддистов, так и для последователей бонпо. И в 1950 году в монастыре было около 60 монахов. В 2013 году, монастырь начинает полностью перестраиваться, его разобрали до основания и сейчас воссоздают заново. Восстановление будет закончено в 2016 году.
Одна из самых известных реликвии монастыря карта страны Олмо или «Карта Шамбалы».
Справа от монастыря находится скит, который называется Юнгдрунг Ринчин Барба Друб Пхуг, что переводится как пещера драгоценного камня блестящей свастики. Этот скит уже много лет закрыт для посещения иностранцами.
Через 15км КПП. При въезде в деревню с названием Кунлунг Qulong cun, на КПП будут проверять пермит. Так долина Гаруды обязательно должна быть прописана в пермите, впрочем, как и весь маршрут. В деревне находится еще один монастырь, который также называется Кунлунг.
Через 2 км после деревни дорога резко сворачивает к Сетледжу, и переехав через мост, мы приезжаем прямо к подножью огромного холма(4200м основание холма), на котором расположен пещерный город.
Серо-красные скалы поднимаются на головокружительную высоту, а справа и слева от холма находятся скалы белого цвета, испещренные пещерами. На вершине холма находятся руины древних построек, которые венчает дворец, похожий на неприступную крепость. Складывается впечатление, что у дворца огромные белые крылья, поэтому наверно и называется Серебряный дворец Гаруды. Дорогу до пещерного храма продлили только в 2105 году.
Долина Гаруды.
Ночь в палатках в Долине Гаруды.
13 день 19.08 – переезд к Дарчену. В 14:00 начало Коры. Ночь у второго монастыря Дира Пхук в индийском гестхаусе.
Долина Гаруды, как всегда не обманула моих ожиданий. Утром, мне пришла мысль посетить перевал, соединяющий горы Пакна и Манджушари, и с него попытаться выйти на Кхандро Санглам.
14 день 20.08 – Коры через перевалы Манджушари и Кхандро-Санглам.
Утром мы пошли к восточному лицу Кайласа, чтобы от него взойти на перевал, соединяющий Манджушари и Пакну.
В принципе ничего особо сложного в этом восхождении нет.
Единственное, чтобы я посоветовал, так это как можно дольше идти по долине не залезая на склон Манджушари.
Сам подъем на перевал достаточно полог и прост.
С перевала открывается удивительный вид: с одной стороны на г. Ваджрапани, г. Ченрези и Каменное Зеркало.
С другой стороны на перевал Кхандро Санглам.
Здесь же мне в голову и пришла мысль попытаться, не спускаясь вниз, по склону Патны, а выйти на перевал гневных Дакинь.
Хочу сказать, что эта идея закончилась неудачей. Пройдя примерно ¾ пути, мы повернули назад, что бы спуститься вниз и уже снизу залезть на следующий перевал. Я не могу объяснить, почему мы не смогли дойти до конца. Технически это не было очень сложно. Но просто в какой-то момент пришло понимание, что дальше идти нельзя. Пора возвращаться и спускаться.
Конечно 2 Коры (2 перевала) за один день были тяжеловаты.
К Зутрул Пук мы подошли около 18-00.
Так как следующим днем я решил исследовать долину Гедхун, то мы решили переночевать у третьего монастыря и не возвращаться назад в Дарчен.
15 день 21.08 – исследование Симметричной Долины.
Вышли мы в 10:30 из геста.
Как всегда не обошлось без приключений. Утром я почувствовал боль в колене. Но обмотав ластичными бинтами колено, я пошел вперед, надеясь, что как-нибудь все обойдется. Но чудо не происходило и буквально через 5 минут я понял, что идти дальше просто не смогу, а аптечку с обезболивающими я оставил в Дарчене. Здесь опять же произошло небольшое чудо. У нас в группе был преподаватель йоги Кирилл. Он посмотрел мою ногу и сделал 10 минутный массаж. И надо же, боль прошла. Я, не веря в свои ощущения, смог продолжить путь.
Вход в долину находится примерно в километре от монастыря и занимает около 20минут.
Лучше идти по дороге, так как тропинку преграждают текущие с гор ручьи, ограждения для животных и складки-овраги.
Далее перед мостом, сворачиваем в ущелье, направо и идем вдоль реки, по правой стороне.
Первый километр от основной дороги совпадает с так называемым Южным Траверсом Свами Правананды и занимает около полутора часов. Южный Траверс проходит через 2 перевала Gevo La и Shapje La к Монастырю Гяндрак, с последующим выходом к монастырю Серлунг.
Для этого просто не надо сворачивать в долину направо. А прямо подниматься вверх к перевалу Гево Ла.
Происходит плавный набор высоты от 4800 до 5150 метров.
Примерно через 1,1 км река сворачивает на 90 градусов и мы оказываемся в долине Гедхун Лха Чу.
Сама долина представляет собой практически прямое ущелье шириной 300м и длинной 5,5 км. Заканчивается она у задней (обратной) части каменного зеркала Дхарма Кинг Норсанг. Ледник перед зеркалом длинной около 800м.
Набор высоты составляет около от 5150 до 5600м.
Примерно через 1 км после входа в долину, на правом хребте, находится пещера.
Примерно посередине долины 3,2 км от входа, справа и слева расположены 2 ниши в форме гигантских амфитеатров. Это расстояние проходится за 1,5-2 часа. Набор высоты: 5150м до 5450м.
Поэтому на съемке сверху долина напоминает крест с короткой горизонтальной поперечиной. Правый амфитеатр венчает гора с усеченной вершиной, она похожа на мезо американскую пирамиду. Сергей Балалаев дал ей название Мексиканская Пирамида.
Два хребта, которые подходят к каменному зеркалу являются юго-восточными плечами Кайласа.
Когда я дошел до пирамиды, все мои спутники были далеко позади и когда они подошли, то вопрос с подъемом на плечо ни у кого не стоял. Наш Гид, попросила меня написать ей расписку, что я несу полную ответственность за все, что со мной произойдет дальше. А я в очередной раз убедился в том, насколько Священная Гора контролирует ВСЕ, что происходит со мной во время поездки. Она подбирает необходимых людей для маршрута, но когда я должен пройти в какой-то новый сектор Мандалы Кайласа, она также деликатно оставляет меня одного.
В 2014 году я поднимался на левое юго-восточное плечо Симметричной долины.
В 2015 году я хотел совершить восхождение на правое плечо.
Визуально восхождение казалось более легким. Так на самом деле и оказалось. Подъем занял у меня примерно 1,1 час. Набор высоты 5450-5745м.
Я вышел на правый хребет юго-восточного плеча. Передо мной открылась горизонтальная ровная дорога к каменному зеркалу, шириной метров 10. Эта дорога прямо вела на зеркало. От Мексиканской пирамиды до Дхарма Кинг Норсан примерно 1,3 км. Это расстояние я прошел за 20 минут.
В принципе, с этого плеча существует на первый взгляд не сложный подъем на само Каменное зеркало.
Моей задачей было совершить очередную Кору и спуститься с плеча в долину Менлунг, расположенной по другую сторону плеча.
В долине есть несколько озер и из нее вытекает река и впадает в реку Лхам чу.
Спуск с плеча не представлял никакой сложности и занял около 20 минут.
Первая часть спуска 5745м-5600м.
Впереди виднелась тропа Внешней Коры.
Выход расположен за четвертым чайным домиком. Напротив горы Будда медицины.
Спуск к основной тропе чуть больше 4,5 км и занял 1,2 часа. Снижение составило 5600-5000м.
План удался. Я совершил еще одну Внутреннюю Кору!!!
Расстояние до Зутрул Пука около 3,5 км. Я преодолел его за час.
Попив чаю в гесте, откуда вышли утром, я поспешил к Zongdo.
Последний автобус от 5-го чайного домика отходил в 21:00, поэтому мне пришлось идти очень быстро.
Расстояние от Зутрул Пук до Дзонгдо (Выхода с Коры) — 6км. Я прошел его за полтора часа.
Задача, которая, по мнению многих моих друзей, казалась не осуществимой, была выполнена на все 100 процентов.
16 день 22.08 – Внутренняя Кора. Ночь в гестхаусе Дарчена.
В этом году у нас была немного необычная Внутренняя Кора. Мы вышли из Дарчена примерно в 14:30. И как только мы прошли Селунг, резко испортилась погода. Пошел снег, и началась реальная гроза. Сверкали молнии, и гремел гром. Я всегда стараюсь обращать внимание на знаки, когда находишься в мандале Кайласа и для меня это был однозначный сигнал — лучше пойти назад.
Но согрупники были не преклонные. Они хотели на внутреннюю Кору и поэтому шли вперед. Гроза скоро кончилась, но в результате у подножья перевала мы были около 19:00. Когда я поднялся на перевал, было уже около 20:00. И тут я понял, что когда остальные участники заберутся на перевал, будет уже темно. Опыта ночного спуска у меня не было. А так как я знал, что спуск местами очень опасен, то на самом деле стало не по себе. Уговоры участников, которые остались внизу, пойти назад ничем не закончились, поэтому пришлось ждать всех. Спускались мы при свете фонариков. В принципе, все оказалось не таким страшным. Тропа была очень хорошо протоптана и видна. Здесь опять же очень важны треккинговые палки. Так они реально помогают удержаться на тропе. Спуск по долине и вдоль реки с фонарями так же не был чем-то очень сложным.
В Дарчен мы пришли около часу ночи. Наш гид тем временем, сидела в полиции, так как кто-то сообщил им о том, что видел нас по дороге к Южному лицу. Но нам повезло. Мы сумели добраться до гостиницы, без встречи с полицией.
17 день 23.08 или Радиальный выход к Западному Лицу.
На следующий день, выспавшись, мы пошли к западному лицу Кайласа.
На автобусе мы доехали до Тарпоче и далее пешком до второго места простирания.
Подъем к Западному Лицу, если знаешь куда идти, технически самый простой.
Примерно 1,5 часа до 2-го Простирания. 20 минут до ущелья.
Около часу подъем наверх. Подниматься надо по склону из зеленого мха с террасами, поэтому ощущение, как будто идешь по лестнице.
Спуск проходит немного быстрее и на тропе Коры мы были через 45 мин.
Единственное, что напрягает, это дорога до западного лица и назад. Нам очень повезло, гид договорилась с машиной, которая собирает мусор на Коре, чтобы нас подкинули до первого монастыря.
Вообще это строго запрещено. Если вы хотите воспользоваться машиной или лошадью, то необходимо позвонить в потер — офис и заказать там джип или лошадь. Цена примерно около 100 дол, независимо от точки, где вас заберут.
Но нам опять же повезло, денег с нас водитель не взял, и нам стоило даже большого труда оставить ему подарки. Ночь в гестхаусе Дарчена.
18 день 24.08 — выезд из Дарчена к истоку Брахмапутры. Трекинг 25км. Переезд в Парьянг (время в пути 3 часа). Ночь в гест-хаусе Парьянга.
Исток Брахмапутры.
Исток этой реки на самом деле одно из самых интересных и красивейших мест в западном Тибете. Первым из наших соотечественников посетил это место — Сергей Балалаев, он и рассказал мне об этом маршруте.
Сразу оговорюсь, это не географический исток, а метафизический.
Так как на самом деле река берет свое начало из трех ледников: Чема-Юнгдунг-Пу Кангри, Тхамчок Кхамбаб Кангри и Ангси Кангри.
Первым из европейцев посетил это место Свен Хедин, а после него Свами Пранавананда.
Исток носит название Тхамчок Кхамбаб, что означает река, текущая из-за рта лошади.
Как добраться до этого волшебного места:
От Дарчена надо доехать до озера Konggyu Tso или Озеро принцесс. В метрах 500 от озера у дороги стоит белый дом с забором, это китайская военная база.
Не доезжая до этой базы, сворачиваем направо и едем в сторону гор, на перевал.
Расстояние от Дарчена до базы около 130км, время проезда около 2 часов.
До перевала ехать по грунтовой дороге около 10 км, время 25 минут. Перед подъемом на перевал стоит палатка и табличка на китайском, что дальше ехать нельзя.
Через 15 км мы добрались до озера Ra po Jha Cuo. Дорога вполне приличная. Гравий без ям. Далее надо объезжать озеро — справа и проехав около 5 км, дорога начинает уходить от берега озера. На заболоченной равнине отмечен прей флагами какой-то священный для Тибетцев источник. Здесь мы решили остановиться и пойти дальше пешком.
Но нам повезло, так как не успели мы отойти на 300м, как по дороге проехал мотоциклист, который объяснил нашим водителям, что немного дальше, через 3 км есть поворот налево, повернув, куда мы сможем проехать еще около 15 км.
Мы проехали 17 км вдоль Брахмапутры. По дороге стояло много палаток кочевников-овцеводов Номадов. Ехали мы около часу. Наконец дорога кончилась, и мы начали свой трекинг к истоку.
Заблудиться невозможно, надо просто идти вдоль реки и все.
Расстояние около 7км, высота от 5000 до 5080 м.
Время около 2 часов.
Очень, очень красиво. Местами идешь по зеленой траве, местами по серебряному песку.
Горы, похожие на трехгранные пирамиды и ледники окружают тебя.
Вот мы на месте. В метрах 50 от реки расположен огромный валун около 3м высотой.
На нем и рядом с ним из камней выложены помещения.
На другом берегу реки бьет ключ. Он отмечен прей флагами. Перейти реку можно только вброд. Вода очень холодная. Дорога назад заняла полтора часа. Мы сели в джипы и поехали назад. Но около озера нас остановила патрульная машина военных. Река начинается совсем не далеко от границы и находится в приграничной зоне. Они посчитали нас шпионами, и нам пришлось ехать с ними на базу. После долгих переговоров, звонков в Лхасу и проверки наших документов, нас отпустили. Но у гида на месяц забрали лицензию и на фирму выписали штраф 3000 юаней, который мы, конечно же, оплатили.
Я думаю, что мы были последними туристами, кому удалось проникнуть в эту часть Тибета.
Ночь в гестхаузе Парьянга.
19 день 25.08 – переезд в Шигадзе. Утренний выезд в 9:00, в Шигадзе около 20:00. Ночь в отеле Шигадзе.
20 день 26.08– переезд в аэропорт и возвращение в Гуанджоу.
Посещение монастыря Шадрулинг. В деревне есть небольшой храм Гуанин Темпле. От него дорога идет налево, проходит сквозь деревню и выходит на маленький серпантин, на холм.
На соседнем холме руины крепости Gonkor. Монастырь большой, состоит из нескольких храмов. Основатель монастыря Лама Лобзанг Цумкапа-основатель секты Желтых шапок.
В верхнем храме статуя Будды Шакьямуни, Ямантага и Защитники.
Нижний Храм — в нем главная статуя Будды Шакьямуни.
Монастырь Шадрулинг (Shadruling).
Крупный монастырь, его новые многоэтажные здания с красной крышей видны издалека. По преданию, основателем обители являлся сам основатель школы Гелуг, воплощение Бодхисаттвы Манджушри лама Лобзанг Трагпа Цонкапа (1357–1419 гг.). Монастырь был полностью перестроен в XVII в., практически уничтожен в годы Культурной революции и возрождён в конце 1990-х гг. Его главной святыней является древняя мумия 12-летней девочки, которую считают инкарнацией, почитаемой в Тибете грозной богини Палден Лхамо (Шридеви), покровительницы школы Гелуг, охранительницы Далай-ламы и Панчен-ламы.
21 день 27.08 — переезд в аэропорт Лхасы. Перелет Лхаса в15:00 — Гуанчжоу в 20:00. Ночь в отеле Гуанчжоу.