Среди множества ярких и удивительно красивых традиций праздника Навруз есть игрища, дошедшие до нас с незапамятных времен, в которых состязаются наездники, и которые по праву можно назвать забавой настоящих мужчин…
,
,
Покажите мне хоть одного человека, который может остаться равнодушным, глядя на несущихся, подобно выпущенной стреле, красавцев, скакунов. А если вам удалось побывать на игрищах улок-купкари, то уверяю, этого зрелища не сможете никогда забыть.
,
Сегодня сложно сказать, кому и когда впервые пришло в голову устроить состязания наездников. По мнению историков, этой традиции, известной среди многих народов Центральной Азии, не одно тысячелетие, а первые документальные упоминания доходят до нас со времен Чингизхана. И стоит отметить, что подобные игры были не просто развлечением, а своеобразным отборочным тестом на лучшего воина. Ведь чтобы стать победителем, участникам необходимо было проявить такие качества как ловкость, сила, выносливость, умение обойти соперников. В древние времена, когда постоянно шли междоусобные войны, все эти качества были жизненно необходимы для каждого мужчины. Но самое главное, что должен продемонстрировать наездник, или как правильно звучит — чавандоз, это умение управлять скакуном, стать с ним одним целым.
,
К этому удивительному по своей красоте и преданности животному у народов Центральной Азии всегда было особое отношение. Как свидетельствуют многие источники, кони служат человеку еще с третьего тысячелетия до нашей эры. functionw, d, n, s, t wn = wn wnfunction Ya.Context.AdvManager.render blockId: ‘R-A-68758-1’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-68758-1′, horizontalAlign: false, async: true t = d.getElementsByTagName’script’0 s = d.createElement’script’ s.type = ‘text/javascript’ s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’ s.async = true t.parentNode.insertBefores, t this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’
,
На земле Узбекистана не просто разводили лошадей, но умели отбирать из них самых лучших, знали им цену и гордились ими, как национальным достоянием. У каждого уважающего себя хозяина должен был быть конь. Когда после покупки скакуна приводили домой, то брали камень и постукивали им по земле и копыту. Делалось это для того, чтобы копыта были крепкими, как камень, а животное — привязано к хозяину. С тех самых пор существует поверье, что дому, где есть лошади, всегда сопутствует удача и благополучие.
,
В фольклоре Узбекистанаможно найдем множество легенд, пословиц и поговорок, которые отражают значимость животного в жизни человека. Например: ‘Конь — крыло джигита’, или ‘Утром приветствуй отца, а потом коня’. В дошедших до наших времен дастанах о героях-богатырях Алпомыше, Гор-оглы, Интизоре эти животные описываются самыми прекрасными эпитетами. В 23-й главе сочинений иранского царя КайковусаКабус-намэ, датированных XI веком, даются полезные советы о том, как купить коня: ‘Сын мой! Если хочешь приобрести коня, то будь внимательнее, не ошибись, потому что конь тоже как человек’. Не отсюда ли выражение — ‘Полцарства за коня’.
,
Еще до нашей эры китайские императоры посылали на нынешнюю территорию Ферганской долины специальные экспедиции за породистыми лошадьми. Но самые известные с древности центры, где процветало коневодство, находились на территории Зарафшанского оазиса. Это районы, где сегодня расположены Ургут, Самарканд, Каттакурган. Среди известных ценных пород особым спросом здесь пользовались карабаирские скакуны — необыкновенно сильные и выносливые животные. И именно здесь с давних времен была популярна игра купкари, что дословно означает ‘дело многих людей’.
,
Стоит отметить, что подготовка к состязаниям по традиции проводится с соблюдением особых церемоний, и даже имеет свою философию. Как правило, примерно за десять дней до предстоящих игр собирается совет — маслахат, на который приглашают местных аксакалов и знатоков этого дела. На совете назначают день проведения игр, учитывая, чтобы дата не совпала с другими торжествами. Заранее детально планируются прием и проводы гостей, ожидаемых издалека. С особой значимостью подходят к выбору бакаулбаши — человека, который будет руководить игрой. Им может стать только очень уважаемый человек.
,
На следующий день, после совета, о дате проведения купкари оповещаются жители близлежащих селений и городов. С этого дня наездники начинают особую подготовку к состязанию. Одним из важных моментов является получение благословения наставника, старшего человека из семьи или аксакала. Коней кормят по-особому, но ограниченному рациону.
,
За день до состязаний готовится улок — туша животного. У некоторых азиатских народов для этого режут телят, но традиционныйулок — туша козла. Очень важно, чтоб это была особь мужского пола. Существует поверье, что если приготовить данный атрибут игры из самки, то игра не просто состоится, а может случиться беда. Такая, например, как падение наездника с лошади.
,
У зарезанного животного удаляются все внутренности, кроме печени, сердца и легких, а ноги отрезаются до коленных суставов. После этих процедур, масса улока должна составлять 55-60 килограммов. Если веса недостаточно, то вовнутрь туши засыпают соль, ячмень или кукурузу. После надрез туго зашивается прочным шпагатом или специальной нитью, сделанной из шкуры. Хвост оставляют не более 15-20 сантиметров, а на одной из ног делается надрез. Все эти параметры соблюдаются для того, чтоб игрокам было удобно схватить тушу.
,
В назначенный день к месту, где будет проходить игра а это должна быть просторная местность, которая хорошо просматривается со всех сторон съезжаются болельщики. На грациозных скакунах появляются участники, их может быть от 20 до 400. Определяется место для зрителей, а в центре поля делается круг диаметром около 20 метров — марра, куда участники должны, обойдя всех соперников, забрасывать улок.
,
По старинной традиции состязания непременно начинаются с торжественной клятвы играть честно. Бакаулбаши объявляет все призы, а это могут быть верблюды, ковры, ценные вещи или деньги, а иногда даже автомобиль. Но по-прежнему самым ценным призом, который мечтает выиграть каждый участник, является хороший конь.
,
Часто перед самим состязанием купкари проводится кокма. Это игра с теми же условиями, но только без призов, для разминки и разжигания азарта.
Наконец бакаулбаши объявляет о начале самих состязаний, назначает первый приз. И вот он, долгожданный момент, когда под дружные крики болельщиков наездники пришпоривают своих скакунов. Подобно разномастной лавине, наперегонки несутся они по полю, выхватывая друг у друга тушу козла. Из-под копыт скакунов комьями летит земля, на ветру развиваются гривы. И наконец, первый победитель забрасывает в центр круга улок. ‘Халол!’ — выкрикивает бакаулбаши, что означает — приз выигран честно. А вместе с ним радостным криком ‘взрывается’ народ.
,
Время междоусобных войн давно уже ушло в небытие, и, казалось бы, состязания воинов должны были потерять свою актуальность. Но сегодня игра купкари, ставшая достоянием великой культуры и истории узбекского народа, переживает свое возрождение. Ее по-прежнему любят и с нетерпением ждут начало сезона, и каждый сельский мальчишка мечтает взять самый главный приз. Эта игра, подобно испанской корриде или бразильскому карнавалу, стала своеобразной визитной карточкой Узбекистана для множества иностранных гостей.
,
Источник: Хотите прочитать этот материал на сайте awaytravel.ru ?