20.01.2020

Узбекистан. Самарканд – жемчужина Востока

Самый известный в мире узбекский город Самарканд по праву можно считать столицей всей Центральной Азии.  Правда, это было очень давно, во времена правления самого известного правителя региона Темирлана Амира Тимура город более ста лет действительно был центром империи, в которую помимо нынешней Центральной Азии входили обширные территории от берегов Черного моря до предгорий индийских Гималаев.
,
После обретения независимости Узбекистаном Самарканд с населением около 370 тысяч человек стал одним из промышленных и культурных центров страны. Стремление столичных властей диверсифицировать экономику страны и на базе ведущих областных центров создать индустриальные зоны, которые стали бы локомотивами экономики страны и вывели республику в разряд индустриальных государственных образований, по-своему оправдано и вполне укладывается в концептуальные стратегию эволюции развивающихся рыночных экономик. Но как бы не наполнялась городская территория промышленными объектами, Самарканд был и остается одним из исторических и культурных центров мира. Его можно поставить в один ряд с Римом, Каиром, Афинами и другими городами мира, которые олицетворяют историю развития человеческой цивилизации и являются мировым наследием всего человечества. Неслучайно, ЮНЕСКО в 2001 году внесло Самарканд в список всемирного наследия.
,


Чем привлекателен город для туристов, которые едут сюда со всех уголков мира? Конечно, сохранившиеся памятники страны и отреставрированные ансамбли древних построек сами за себя о многом говорят. 

,
Так что же гости Самарканда могут увидеть и к чему прикоснутся в древнем городе. Безусловно, это в первую очередь площадь Регистан. Она находится в центре исторической части Самарканда. Слово «Регистан» переводится, как «насыпная площадь». Регистан с давних времен являлся, местом, где функционировали большие ярмарки, ремесленные базары. Здесь проводились большие городские мероприятия. На площади Регистан гармонично располагаются три здания: Медресе Улугбек 1417 — 1420, Медресе Шер-Дор 1619 — 1636, Медресе Тилля-Кари 1647 — 1660.
,
В 1417 году любимый внук Амира Тимура — Улугбек начал здесь строительство медресе, носящего его имя. Это второе из медресе, построенного Улугбеком, носящего печать своего создателя. Первое из медресе Улугбека находится в Бухаре, а третье – в городе Гиждуване. functionw, d, n, s, t wn = wn wnfunction Ya.Context.AdvManager.render blockId: ‘R-A-68758-1’, renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-68758-1′, horizontalAlign: false, async: true t = d.getElementsByTagName’script’0 s = d.createElement’script’ s.type = ‘text/javascript’ s.src = ‘//an.yandex.ru/system/context.js’ s.async = true t.parentNode.insertBefores, t this, this.document, ‘yandexContextAsyncCallbacks’
,
Медресе Улугбека в Самарканде с самого начала являлось высшим духовным заведением, своеобразным университетом средневековья. Первоначально медресе имело 50 худжрей келий, в которых проживало более ста студентов, обучающихся здесь. В заведении обучался знаменитый таджикский поэт-мистик Абдурахман Джами.
,
Согласно письменным источникам, в медресе читал курс математики сам Улугбек, а также другие знаменитые ученные, приближенные ко двору правителя — ученного.
,
В 17 веке на площади Регистан были построены еще два здания медресе. Медресе Шер-Дор, то есть «Здание со львами», расположено напротив медресе Улугбека. Оно строилось 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура.
,
Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Шердор, в переводе означает «отделанное золотом». Внутри оно богато отделано сусальным золотом. Это медресе, по мимо своей основной задачи – учебного заведения, выполняло роль мечети.
,
Мавзолей Гур-Эмир 14 век. Фамильная гробница Тимура и наследников империи, была воздвигнута в юга-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло и темно голубых глазурированных кирпичей, украшают стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце. Внутри мавзолея находится могильная плита сделанная из мрамора и оникса, надгробная плита над гробницей Тимура сделана из большого куска нефрита. Настоящая могила находится внизу, в склепе под мавзолеем.
,
Мечеть Биби Ханым 14 век. Жемчужина архитектуры Тимуридов — кафедральная мечеть Биби Ханым, начало строительства 1399 год. Это год начала военной компании Тимура в Индию. Биби Ханым — это имя любимой жены Тимура, и построена была в ее честь. Она находится недалеко от главных городских ворот Аханин в северной части Самарканда. Мечеть была очень велика по своим размерам и согласно воспоминаниям современникам, увенчана огромным куполом. Уникальными также были арки здания.
,
Шахи Зинда 12-16 века. Мемориальный ансамбль Шахи Зинда один из самых великолепных на востоке. К некрополю ведет дорога, мощенная жженым кирпичом. Некрополь находится на возвышенности, неподалеку от археологического заповедника Афросиаб. Шахи Зинда место захоронения царственных особ и знати. Ансамбль начинается с места погребения легендарного Хусейна, двоюродного брата пророка Мухаммеда, чье прозвище было «Шахи Зинда» Живой царь, в 11-12 веках, на данное время сохранились только постройки 14 века.
,
Ансамбль Ходжа Ахрар 16 век. Джами называл его «Ходжа Ходжей», «Человек осознающий сущность предмета». Одним из титулов Ходжа Ахрара был «Хазрат-и Имам». От него пошли 3 главные ветви «накшбандия»: Центрально-Азиатская, Западно-Турецкая и Индийская. В окрестностях Самарканда вокруг могилы Ходжа Ахрара со временем оформилось священное кладбище. Здесь, особенно приметна надгробная плита из белого мрамора с множеством эпитафий на арабском языке на могиле Ходжа Ахрара. В 16 веке Надир-Диван беги 1630-1631 приказал построить здесь медресе и мечеть. В данное время мемориальный комплекс Ходжа Ахрара включает медресе, летнюю и зимнюю мечеть, колонный айван и маленький минарет, построенный в 1909 году.
,
Обсерватория Улугбека 15 век. Хотя это менее внушительное сооружение, но такое же выдающееся. В тоже время, его строитель, хотя ни так знаменит как его дед, но был самым необычным правителем Самарканда. Улугбек — ученый, архитектор, философ, художник, ко всему еще и мастер астрономии. Его обсерватория, была очень экстраординарной, 48 метров в диаметре, 40 метров в высоту, оснащенная новейшими инструментами того времени, к тому же богато декорирована глазурированным кирпичом. Здесь Улугбек лично проводил исследования и астрономические расчеты, которые прошли проверку времени, даже больше чем фундамент его обсерватории.
,
Мавзолей Рухабад 14 век. Мавзолей построен для особо почитаемого современниками Тимура шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Окруженное ореолом святости имя шейха послужило первопричиной названия мавзолея — Рухабад — «Обитель духа». Бурханеддин Сагарджи умер в Китае, но завещал сыну Абу Саиду похоронить его в Самарканде у ног одного из представителей дервишского ордена «Громкого зикра» Нуреддина Басира, почитателем которого был и Тимур. По некоторым сведениям могила шейха появилась в 1287 году. Мавзолей над ней был построен в 1380 году по заказу Тимура и по совету его духовного наставника Мир Сеида Береке.
,
Мавзолей Имама Исмоила Аль Бухари. В нескольких километрах от Бухары, находится комплекс, включающий мавзолей над захоронением Аль Бухари Мухаммад бин Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи 810-870 – знаменитого суннитского традиционалиста. Аль Бухари в течение многих лет путешествовал, постигая науку о хадисах, по разным провинциям халифата, Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан. Как сообщают источники, он слушал хадисы более чем у тысячи шейхов. Аль-Бухари задался целью собрать все достоверные сахих предания о высказываниях и поступках пророка Мухаммада. Из громадного количества преданий Аль-Бухари отобрал в качестве «безупречных», лишь около 7400 хадисов. Из них он составил свод «Ал-Джами ас-сахих», который обычно называют кратко «Ас-асхих». Для большинства сунниитов «Ас-сахих» аль-Бухари стал второй книгой после Корана.
,
Мавзолей Ходжа Данияра Святого Даниила. Мавзолей Ходжа Данияра Святого Даниила является одним из самых известных культовых мест в Самарканде. С одинаковым почтением к нему относятся мусульмане, христиане и иудеи. Данияр, Даниил, Даниэль — это имена одного святого в мусульманской, христианской и иудаистской литературе.
,
По преданию, великий Амир Темур в своем очередном семилетнем походе в Малую Азию 1397-1404 гг. совершил паломничество к мавзолею святого и решил, что его столица Самарканд тоже должна быть богатой и процветающей. Часть останков святого с большими почестями отправили в Самарканд. Когда караван из пятидесяти верблюдов приблизился к столице, то все они вместе остановились у места на берегу речки Сиаб, где сейчас и находится мавзолей. Здесь и решили предать останки земле, тем более, что это место было очень схоже с захоронением в Сузах. После захоронения стал бить родниковый источник и жители города и окрестностей в течение многих веков пользуются этой водой, веря в ее целебную силу.
,
Таков он многоликий и многообразный Самарканд, где каждый может прикоснуться к эпохе средневекового ислама, культуре и традициям Центральной Азии, оказавшим огромное влияние на весь исламский мир.
,

Источник: Хотите прочитать этот материал на сайте awaytravel.ru ?