Путешествия — это как наркотик. Вот понимаешь, что для того, чтобы обеспечить себе и своей семье нормальное будущее — нужно забыть про дальние поездки на машине, накопить на первый взнос по ипотеке, приобрести жильё, откладывать деньги на будущее (ведь на пенсию в 10 тысяч рублей, почти половину из которых отнимет коммуналка, прожить сложно). Но… Всё равно всё тратишь на поддержание своей машины в нормальном техническом состоянии, ираз за разом отправляешься на ней в дальние края, навстречу неизведанному 😉 Прекрасно понимая, что при таком раскладе к пенсии обладателем жилья не станешь, будешь жить на нищенскую пенсию…
В этот раз думал отказаться от поездок, подкопить денег, но… Снова сорвался, собрал вещи, и рванул далеко, за тысячи километров — туда, где тепло, красиво, божественно — в Крым. В третий раз в своей жизни, поэтому в рассказе не будет основных достопримечательностей Крыма — их посещал в предыдущие разы, о них писал в предыдущих рассказах. Будут только те места, где ещё ни разу до этого не был.
Крымом можно восторгаться бесконечное число раз. Быть в Крыму миллион раз, и всё равно мечтать в миллион первый раз туда вернуться. Помню, как был впечатлён Анапой. Потом — Сочи, Геленджиком. А вот когда впервые открыл для себя Крым, то на курорты материка больше и смотреть даже не мог. Полуостров завладел мной, целиком и полностью. Считал недели и дни, часы и буквально минуты до того момента, когда смогу вновь отправиться в этот кусочек рая на земле, вновь открыть для себя природу этих мест, достопримечательности, вдохнуть в себя сладкого свежего воздуха полуострова, забыть хоть ненадолго про всё то, что связывает тебя с материком, оставить далеко-далеко позади все свои проблемы. И просто тихо-самозабвенно наслаждаться отдыхом. И не нужны нам никакие Турции-Египты-Греции-Италии! 😉
По сравнению с ситуацией в 2015 году, когда здесь был в прошлый раз, теперь в Крыму принимают к оплате банковские карты — как Мастеркард, так и Visa! А также ПРО100, МИР. Для меня это было просто отличной новостью, т.к. не люблю возить много наличности с собой. Но учтите, что карта должна быть выпущена российский банком — иначе не сработает. Снять наличные с карты можно, но с комиссией. В банкоматах РНКБ, Генбанка.
Я думал выехать в 4 ночи, чтобы быть в отеле в Ялте вечером, а не поздно ночью, как два года назад — но накануне перед выездом так провозился с машиной, что вернулся домой только в час ночи. Чуть более пяти часов поспал — и, быстро собравшись, дал по газам в направлении трассы М4 «Дон». Дорога была лёгкой, но на одном участке, не доезжая до поворота на Донецк, пришлось несколько часов постоять в стоячей пробке. Причем пробка без видимой причины была — просто в какой-то момент мы поехали, потом быстрее, ещё быстрее, и пробка бесследно рассосалась…
Спасаясь от камер видеофиксации, некоторые пробуют замазывать номера замазкой:
На перекур мы не останавливались, остановки короткими — и то, только для дозаправки бензином. Очень быстро стемнело — день пролетел за рулём буквально за 5 минут. По традиции, ночевать стали в машине, на заправке. На часах было два часа ночи, заснул моментально, но всего через два часа я проснулся, и поехал дальше. Было очень темно, потом светлее, светлее… И солнце очень-очень быстро выглянуло из-за горизонта и поднялось высоко-высоко 😉 И очень хорошо, что продолжил путь в 4 ночи, поскольку в тот день в Краснодарском крае обещали 40-градусную жару, и в машине без кондиционера было бы тяжко ехать по такой жаре, а так — проехал этот край рано утром, до пика жары.
Наконец, мы вышли на финишную прямую на подъезде к паромной переправе «Кавказ-Крым». Въехали в Темрюк, и нашему взору предстал музей «Военная горка», на открытой территории которого расположено большое количество авиационной, морской и наземной военной техники:
На территории музея когда-то был грязевой вулкан Гора Миска, который давно потух. В 1943 году на Таманском полуострове после 400-дневной оккупации состоялось решающее сражение битвы за Кавказ, в котором мы разгромили фашистов, и впоследствии здесь появился данный военный музей. Здесь собрано большое количество отлично сохранившейся военной техники — бронемашины, танки, катера, ракеты, пушек, самолёты, вертолёты, есть даже ж/д состав, идеально сохранившийся со времён Великой Отечественной.
Уже к 12 часам мы заехали в накопитель для легковых машин паромной переправы «Кавказ». Предъявили в будке распечатанные электронные билеты, заблаговременно оплаченные через сайт паромной переправы, и понеслись на всех парах к парому. Тут я допустил ошибку — не свернул направо на первом повороте к ж/д-переезду, а поехал со всеми дальше, к Чушке, ко второму повороту на паромы. Стоял-стоял в пробке вместе с другими легковушками и фурами, как вдруг увидел, что все легковые машины в хвосте развернулись и поехали назад (фуры в конце-остались). Я же остался, с машинами впереди меня. Подъежая к КПП, увидел, что большинство машин разворачивают назад. Сотрудник переправы развернули и меня, с возгласом «Вас ждут на другом КПП, я пропустить не могу, у нас перевес, а там — недогруз». Развернулся обратно, поехал в первому повороту на паромы, встал в хвост большой очереди, которая крайне медленно продвигалась вперёд… Наконец, мы погрузились, и уже к 17:00 приплыли в порт Крым (5 часов на переправу!):
В прошлый раз я приехал на переправу часам к 19, и в пол-второго ночи был в отеле в Ялте. В этот же раз приехал к переправе гораздо раньше — к 12, и в итоге… Снова примерно в тоже время приехал в отель в Ялте! Прямо мистика какая-то. 😉
Когда до Ялты оставалось километров 150, я понял, что засыпаю, и что если не остановлюсь — то разобьюсь, поскольку следить за дорогой сил уже более не было. Но было очень обидно ночевать в машине, когда до отеля — уже рукой подать. К тому же, просто негде было вставать на ночлег. Тут очень вовремя появилась заправка с вкусным ароматным горячим кофе. Выпил — и снова стал готов горы свернуть, хоть всю ночь ехать без передышки. 😉
Планируя поездку ещё в Москве, я не стал выбирать новый отель, а забронировал номер в уже проверенном, в котором останавливались два года назад — отеле «Райский уголок», расположенном на горе, в 15 минутах ходьбы от набережной. Пешком ходить туда-сюда каждый раз — занятие изнурительное, ведь дорога к отелю резко вверх идёт. Но мы на машине, а на своём авто — всё нипочём 😉 Плюс, каждое утро маршрутка хозяина отеля забирает постояльцев и отвозит на пляж Массандры, часам к 12 забирает и привозит обратно. Виды из отеля и некоторых номеров — отличные, панорамные, на город:
Я снял двухкомнатный «Люкс», с ванной и кондиционером, за 2.500 рублей за ночь. Завтраки — по 250 рублей, причём очень сытные — съел, и до вечера потом желудок кушать не просит 😉 Каждый день — новые блюда. Двухкомнатный номер за такие деньги получить в таком месте — шикарно. Да ещё и с намёком на евроремонт, со вкусом обставленный. Но вот только почему-то кондиционер установили только в гостинной, а в спальне — кондиционера не было. В номере стоял музыкальный центр, но рукоятка регулировки громкости отсутствовала. И тут здорово помогло то, что ногти на пальцах я ещё не успел отстричь — вставляя палец в отверстие, ногтём я попадал в прорезь потенциометра музыкального центра. Что давало мне возможность, вращая прижатый к отверстию палец, регулировать громкость. Техника на грани фантастики. 😉
На следующий день выяснилось, что мы тут не одни живём. Помимо нас, в номере обитают вот такие симпатичные создания:
В первый день обнаружил скорпиона в ванне, и случайно уронил на него бутылку шампуня. Она угодила ему прямиком в голову, от чего бедное создание потеряло сознание. Устроив ему душ горячей водой, отправил его в вечное плавание.
На следующий день обнаружил второго такого красавца, с нетерпением дожидающегося нас у входной двери в номере. Хорошенько отшлёпал его за это тапком, и выкинул. Хорошо хоть, что скорпионы в отеле, а не смертельно опасные пауки Каракурты, на которых тоже можно нарваться в Крыму. Рассказали о скорпионах в номере сотруднице отеля — на что она «успокоила» нас, что жалят людей они только в брачный период, весной. На душе сразу отлегло.
Ай-Петри, Бахчисарай
15 августа. Сегодня у нас — восхождение на «Москвиче» на вершину горы Ай-Петри, на высоту более одного километра, с посещением Бахчисарая. Погода с утра была облачной, а поскольку облака располагались ниже пика горы, то пришлось ощутить себя персонажем мультфильма «Ёжик в тумане»:
На полпути к вершине вышел из машины, чтобы осмотреться, и моему взору предстала волшебная картина — облака летели между моих ног, внизу, белым дымом… Никогда такого не видел прежде. А какой чистый, сладкий горный воздух был… Словно в раю очутился. Наконец, мы поднялись на вершину:
Было такое ощущение, что кто-то включил дымовую машину, облака скрывали всё вокруг… Подошёл к смотровой площадке — и ничего не видно за ней, просто густая белая пелена. Первый раз в жизни видел, как облака выплывают снизу, из недр горы, и их затягивает наверх, словно кто-то включил мощный вентилятор…
Всего на плато три пещеры, по которым проводятся экскурсии — Трёхглазка, Геофизическая и Ялтинская. В первых двух мы были в прошлый раз (рассказ о них можно найти в моём профиле), поэтому сегодня мы посетили только одну — Ялтинскую. Её символ — дракон:
Миллионы лет поверхностные воды промывали в скале щели, в результате чего и появилась Ялтинская пещера (глубина — 31 метр, протяжённость — 180 метров). Она была известна ещё первобытным людям, которые жили здесь в эпоху неолита — 3-4 веках до нашей эры. Для осмотра доступен только основной зал, а чтобы попасть во второй, необходимо спуститься вниз со специальным снаряжением через 40-метровый колодец. В пещере убедительно просят не касаться кончиков сталактитов — ведь при этом человек может занести микробы, которые помешают естественному процессу роста сталактитов.
А как вам сувениры на смотровой площадке верхней станции канатной дороги?
Из развлечений доступна прогулка на лошадях, подвесная канатная дорога, натянутая между зубцами горы (экстремальный аналог Панда-парка, преодолевают с альпинистким снаряжением, аттракцион не для слабонервных), а также скоростной спуск в люльке с зубцов на плато.
Ещё бы задержаться здесь, подольше, но у нас на сегодня намечено посещение Бахчисарая — ханского дворца, музея под открытым небом «Крым в минатюре», а также джиппинг к пещерным городам. Поэтому — срываемся в места и едем дальше. Снова попадаем на петляющую горную дорогу, порой разбитую — приходится аккуратно объезжать ямы. По пути находится вход (платный) на Большой каньон Крыма, но у нас, к сожалению, нет на него времени.Хотя хоть раз и жизни обязательно стоит, думаю, отправиться в пеший поход по нему.
Вскоре выезжаем из гор, и дорога становится более-менее прямолинейной, без постоянных разворотов:
Наконец, мы подъезжаем к Ханскому дворцу:
Между прочим, это единственный сохранившийся до наших дней образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Когда-то резиденция крымских ханов располагалась в долине Ашлам-Дере, но в какой-то момент она стала тесной для ханского двора, в связи с чем было принято решение о строительстве дворца на новом месте. Таким местом и стал Бахчисарай, что в переводе с крымскотатарского языка переводится как «Дворец-сад». Название отражает главную идею в архитектуре — внутри дворца действительно раскинулся роскошный сад.
Почему выбрали для строительства именно это место ? По легенде, однажды хан увидел, как у реки дрались несколько змей. Проигравшая, израненная змея на его глазах нырнула в реку и на противоположном берегу выплыла уже здоровой, будто заново рождённой. После этого у хана уже не оставалось сомнений, где строить новый дворец.
Строительство дворца шло одновременно со строительством самого города, и уже к 1532 году основные сооружения были готовы. В 1734 году Бахчисарай был взят и сожжён фельдмаршалом Кристофом Манихой. Но перед тем, как уничтожить Бахчисарай, он велел сделать полное описание дворца (дошедшее до наших дней), благодаря чему впоследствии дворец был восстановлен Селяметом Гераем и, в дальнейшем, Кырым Гераем. Новый дворец был гораздо роскошнее сожжёного, при отделке использовались самые дорогие, лучшие материалы.
Дальнейшие серьёзные изменения во дворце были выполнены уже после вхождения Крыма в состав Российский империи, к приезду Екатерины II 20 мая 1787 года. Сменой интерьеров занимался князь Потёмкин, который считал классические Османские интерьеры недостаточно роскошными для императорских особ, в связи с чем в процессе ремонта смешал восточный и европейский стили.
Из всех помещений больше всего понравилась летняя беседка конца 17 века с фонтаном в центре, которая использовалась для умиротворённого отдыха. Изящные росписи XVIII в. знаменитого мастера Омера сохранились только на падугах потолка. Орнамент стен и деревянный резной потолок с плафоном выполнили в 1820-е годы мастер Михаил Кладо и унтер-офицер Василий Дорофеев:
Подставка для Корана:
На следующем снимке виднеется часть Зала дивана — здесь решались важные вопросы государственной политики, рассматривались судебные дела:
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.»
(А. С. Пушкин).
— именно этому фонтану, Фонтану слёз, посвятил свои строки Пушкин. Он был построен иранским художником и скульптором Опером по распоряжению крымского хана Кырым-Гирея у мавзолея любимой наложницы — Диляре, погибшей в 1764 году. Хану хотелось увековечить в фонтане лицо любимой, но по мусульманским обычаям это запрещено, поэтому лицо Диляры пришлось изображать в виде цветка лотоса из пяти лепестков.
— высота стен дворца достигает восьми метров. По словам экскурсовода, такие высокие стены строились не столько для защиты от врагов, сколько… Для защиты от местных женщин. Ибо многие женщины мечтали попасть в гарем, чтобы больше никогда не работать, и жить в достатке на всём готовом. Ради чего были готовы перелезать даже через такие высокие стены, на территорию дворца, в гарем к хану. 🙂
Экскурсия подходила к концу, мы были в последнем зале дворца, Экскурсовод обратил наше внимание, что у стен дворца находится пересохшее русло реки, я посмотрел на это «пересохшее русло»… И увидел бурлящую реку! Вот тебе и «пересохшее»… На улице был сильнейший ливень:
Никто не решался выйти во дворик, все столпились на крыльце. Мы со всеми терпеливо ждали, когда ливень поутихнет, но тщетно. Поняв, что так можно простоять до темна, мы рискнули добежать до машины, припаркованной в ста метрах от дворца. Благо у нас с собой был зонт. Но он не спас — несмотря на все старания, в машину мы юркнули уже все вымокшие насквозь, с мокрой обувью. Все наши планы на этот день в отношении Бахчисарая — музея «Крым в миниатюре», пещерных городов (Чуфут-кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен) — рухнули в одночасье, пришлось спасаться бегством из того города. Но это оказалось непросто — все улицы скрылись под потоком воды:
Было такое ощущение, что я не за рулём машины, а за штурвалом корабля. Дорог не было видно вообще, лишь бурлящую реку.
Наконец, мы вырвались из грозового фронта, ливень на подъезде к селу Танковое прошёл, и мы оказались на смотровой площадке:
Согласитесь, виды очень красивые. Кстати, именно в этом месте в период Крымской войны 1854-1856 годах размещались части Русской армии, сюда же весной 1855 года для формирования взвода горной артиллерии прибыл будущий русский писатель Л. Н. Толстой:
Но рано мы расслабились, на нас стремительно надвигался грозовой фронт из Бахчисарая, который чуть ранее чуть не утопил нас. Пришлось бросать наслаждаться панорамными видами, прыгать в машину и, поддав газу, мчаться дальше, на юг Крыма.
Из Ялты в Бахчисарай можно попасть двумя путями — коротким, но долгим (через Ай-Петри), либо длинным, но быстрым (через Балаклаву). Туда мы ехали красивым путём, наслаждаясь видами, обратно же — минуя горные дороги, в сторону Балаклавы, т.к. в такую погоду ехать через горы было бы не безопасно. Если будете возвращаться из Бахчисарая через Балаклаву — по пути можно посетить пещерный город Мангуп-Кале, для этого никуда сворачивать не надо — стартовая точка будет прямо на обочине трассы, с указателем. Но в связи с такой погодой, мы решили не рисковать, и проехали эту достопримечательность мимо, оставив её на другое посещение Крыма.
Обратная дорога, по равнине, была не менее красивой и завораживающей, чем дорога через горы:
И уже часам к 18 вечера мы были в Ялте, успели даже покупаться в море при хорошей погоде — дождевые тучи не успели до нас долететь. 🙂
Херсонес Таврический
16 августа. Давно хотел посетить музей-заповедник Херсонес Таврический — поэтому при планировании маршрута перед выездом, выделил под это дело весь день.
Дорога из Ялты — очень красива. Бескрайнее море, величественные горы… Только ради таких видов уже стоит ехать в Крым на своей машине. Наконец, мы прибыли в Херсонес. Вход — бесплатный, но за экскурсионное обслуживание надо платить. К счастью, ожидать очередную экскурсию у входа в заповедник нам пришлось всего 15 минут — автобус привёз очередную группу туристов, и мы, оплатив билеты, примкнули к ней.
Херсонес был основан в 424/421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской, и всю свою историю этому городу приходилось проводить в войнах, он входил в военно-политические интересы и Хазарского каганата, и Киевской Руси, и печенегов, и половцев, но всё время оставался неприступен. Захватить город удалось лишь князю Владимиру, который взятием города хотел вынудить императора Василия II выполнить свои обязательства за помощь последнему предоставлением 6-тысячного войска. За данную помощь он обещал выдать Владимиру в жёны свою дочь — византийскую царевну Анну, но своё обещание не выполнил.
Девять месяцев шла осада города. Как не пытались войска Владимира взять город — в ответ получали лишь град из стрел и камней защитников города. Тогда воевода Свенедл предложил взять город без боя — насыпать землянную насыпь у стен города, и пробраться по ней через каменную стену. Но жители города быстро разгадали замысел воеводы, и по ночам, сделав подкоп, втихую уносили землю насыпи в город. Изо дня в день войско несло землю, наращивало земляную насыпь — но, к удивлению Владимира, насыпь не увеличивалась в размерах. И только обнаружив всё больше растущую земляную кучу по ту сторону стены, всё стало ясно.
Новых идей по взятию города уже не оставалось, как вдруг на помощь князю Владимиру не пришёл местный житель Херсона, священник, симпатизировавший Владимиру — он предложил ему перекрыть городу водопровод, и послал план, по которому, отмеряв 135 шагов в юго-восточном направлении, Владимиру удалось найти камень, скрывавший водопровод. Оставшись без воды, город быстро сдался, за что быстро получил выстраданную награду — ту самую, желанную, царевну Анну.
Обратите внимание на двойные стены — даже если враг пробивал первый уровень стен, то он оказывался в капкане, в котором его быстро добивали защитники города:
Античный амфитеатр, построен 3-4 века до нашей эры, был рассчитан на 3.000 зрителей:
В период римлян здесь устраивались бои гладиаторов, но с приходом христианства бои оказались под запретом. Театр оказался заброшен, и на его территории построили два христианских храма (до наших дней сохранились руины только одного из них). Кстати, это единственный античный театр на всю Россию.
Идём дальше, нашему взору предстаёт фрагмент здания монетного двора:
Археологами был раскопан гораздо больший участок здания, но возник конфликт с располагавшимся здесь монастырём. Под давлением проживающих рядом монахом археологам пришлось закопать обратно здание, оставив раскопанным лишь небольшую часть. При советской власти монастырь стал музеем, и теперь больше никто на археологов давления не оказывал.
Надпись в честь императора Зенона (488 год нашей эры):
«Самодержец кесарь Зенон, благочестивый, победитель, трофееносный, величайший, присночтимый. Их благочестие, возревновав как во всех городах, так и в этом его городе, даровало выдачу денег, именно собираемые из мытницы здешнего викарата преданных баллистариев. На эти (суммы) возобновляя стены во спасение этого самого города и благоденствуя, поставили мы эту надпись в вечное воспоминание их царствования. Возобновлена же башня эта трудом светлейшего комита Диогена, лета 512, индикта 11-го».
Владимирский собор. Построен на том месте, где князь Владимир принял Святое Крещение:
Выходим к побережью, гуляем по руинам:
На фотографии ниже запечатлён Херсонесский колокол. Весит 5.616кг, отлит в 1778 году. По указу императора Александра I его отправили в 1803 году в Севастополь для строящейся церкви Святого Николая, но уже после Крымской войны 1853-1856 гг. войска Англии и Франции вывезли его в качестве трофея. До 1913 года колокол украшал собою собор Парижской Богоматери. Приближалась Первая мировая война, и Франция была крайне заинтересована в укреплении отношений с Россией, поэтому согласилась вернуть данный колокол. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.
Уваровская базилика — самый крупный христианский храм в Крыму. Его размеры — 50 на 22 метра, построен в 6-7 веках, имел три продольных зала — нефы:
Херсонес славился своим рыбным соусом, для изготовления которого в городе в 1-6 веках н.э. строили рыбозасолочные цистерны, достигавшие порой невиданных размеров. Рыбаки в больших объёмах ловили мелкую рыбёшку, складировали её на дно цистерн, посыпали сверху солью, специями, и оставляли до тех пор, пока рыба в результате естественного разложения не превращалась в однородную полужидкую массу. Запах был весьма специфическим, современных людей вывернуло бы наизнанку от такого соуса, но… Он был очень популярен в то время, и в больших объёмах шёл на экспорт. Вот в таких цистернах такой соус изготавливался и хранился:
Христианская «Базилика 1935 года» (названа по году раскопок), построенная на месте разрушенной синаноги:
Была разрушена в конце 10-начале 11 веков.
Далее нашему взору предстаёт «Базилика в базилике»:
Изначально на этом месте была построена в 6 веке базилика 25х18 метров из трёх залов-нефов, разделённых двумя колоннадами по 5 мраморных колонн в каждой. После гибели этого храма на его месте и с использованием его архитектурных особенностей в 10 веке построили новую, «малую» базилику, разместившуюся в центральном нефе разрушенного храма. Но и новая базилика также погибла — в 13 веке, от пожара.
Вот и всё. Прощай, Херсонес! Мы едем обратно, в Ялту. На этот день было намечено знакомство с Балаклавой, с его музеем подводных лодок — но время было уже позднее для того, поэтому решили просто провести остаток дня на пляже, недалеко от нашего номера.
По пути видим логово байкеров:
И снова видим красивые, мощные, величественные горы. Горы на фоне моря — красота…
Воронцовский парк
По пути домой, в Ялту, появилось желание просто прогуляться, в красивом уютном месте. Такое место сразу всплыло в памяти по прошлой поездке — парк при Воронцовском дворце. В самом дворце мы уже были в прошлый раз, поэтому внутрь не заходим, а просто наслаждаемся видами снаружи.
Когда видишь такой дворец вживую — появляется ощущение, что оказался в сказке. Вот-вот появятся рыцари, король, принцесса… Словно благодаря машине времени вас перенесли из современности в средневековье.
Дворец построен в 1848 году из вулканических горных пород — диабаза, в английском стиле, как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова, по проекту английского архитектора Эдварда Блора. С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.
Гуляя по Воронцовскому парку (основанном в первой половине 20 века немецким садовником-ботаником Карлом Антоновичем Кебахом), обязательно поднимитесь к поляне, на которой расположены три пруда — очень красивое место. Лебеди, утки, гуси делают это место ещё более уютным и интересным для посетителей.
Есть здесь и красивые водопады, возле которых грех не устроить себе фотосессии. 🙂
После прогулки у многих возникает желание искупнуться в море. И очень кстати на спуске с парка расположился алупкинский городской пляж («Воронцовские купальни») — мелкогалечный пляж с примесью песка:
Вода здесь столь же кристально чиста, как и в Ливадии. Гораздо чище, чем в Ялте. Купаться — одно удовольствие в таком чистом месте…
Пока купались, стемнело. Возвращаемся к машине, припаркованной неподалёку от дворца, садимся, заводим её…
… проходящая мимо детвора тут же в ужасе и с криками разбегается в разные стороны. Ну очень пугает детей звук заводящегося «Москвича» в тёмное время суток. 😉
Наконец, возвращаемся в ставшую уже родной Ялту. Гуляем по ночной набережной:
За последние два года город сменил световые инсталляции, но в целом ночная Ялта всё такая же, как и два года назад. И всё так же приятно просто спокойно прогуляться по набережной, когда уже совсем стемнело.
Продолжение — в рассказе «В Крым на Москвиче-2141, часть 2». Познакомимся с развлечениями Крыма, его ночной жизнью, поживём по системе «Всё включено» в парк-отеле «Ялта интурист». А также расскажу, какие подводные камни ожидают в Крыму невнимательного автотуриста, и почему я попал впросак.