В северные страны меня не особо тянет, хватило когда-то Североморска, так, что если скажу, что основная цель у меня была не Швеция, а сам процесс круиза (Рига-Стокгольм-Рига), как ни банально это звучит, то это больше будет похоже на правду. Второе, эта поездка должна была быть более продолжительной с заездом на автомобиле в Норвегию, но так получилось, что наши друзья не смогли принять участие, поэтому она больше походила как поиск возможного варианта отдыха на будущее. И третье, на тот момент меня устраивало 40 часов на корабле и 5 в столице Швеции.
Итак, по порядку с картинками. Из Вильнюса до Риги (320 км.) мы добирались автомобилем 5 часов. Важно то, что в Рижском порту есть возможность оставить свой автомобиль на платной стоянке (тащить с собой автомобиль в Стокгольм на 5-6 часов нет смысла), платить можно как монетами, так и карточкой, так на время круиза (двое суток) стоимость стоянки 24 евро, смешно, но мы платили монетами. Регистрацию можно проходить через автомат или просто подойти к кассе, где сотрудница выдаст посадочный талон, он же будет и ключ от каюты. Стоит ли заранее бронировать билеты. Ответа у меня нет, например, если бы мы купили билеты в день отплытия, то они были бы дешевле. Этот рейс или круиз из Риги обслуживают два парома (не нравится слово паром, корабль – вот это звучит гордо) “Изабелла” и “Романтика”. Отправление нашей Изабеллы из Риги 8 июня в 17:30 и прибытие в порт Стокгольма 9 июня в 10:30. При посадке какого-то особого контроля нет, никто не обратил внимания на наши вещи, только потребовали удостоверение личности и это был единственный раз, дальше все замещал посадочный билет.
Теперь о каютах. Для многих путешествующих эта составляющая важна, если не самая главная. Для меня не имеет особого значения, а вот для супруги сомневался. Где-то уже рассказывал, что моя знакомая не смогла перенести замкнутого пространства и несколько дней провела на открытой верхней палубе, благо, что было средиземноморье. У нас была бюджетная двухместная каюта без окна, правда, было приятной неожиданностью то, что была на девятом этаже, по нашим предварительным сведениям большинство таких кают ”В2” находятся на 5-6 этажах. Для себя (больше для жены) сделали вывод, что следующий раз при заказе каюты спальные места должны находиться только внизу и общая площадь должна быть больше.
Развлечений на корабле хватает, тут уж, точно все продумано, чтобы не остаться в замкнутом пространстве. Первый час у меня ушел на знакомство с судном, конечно, обратил внимание на состояние спасательных средств и их количество, — вроде бы должно хватить на всех (не дай Бог в случае “чего”) и фотографирование. Выход из Риги по Даугаве интересен и длится он около часа. Ну а тем, кто любит делать покупки, сидеть в барах, играть в казино, слушать музыку, танцевать, играть в лотерею и еще разной всячины — можно приниматься за дело уже через час после отплытия, для детишек тоже масса развлекательных мероприятий.
Теперь немного о предстоящей прогулке по Стокгольму. При регистрации билета в порту нам было предложена возможность сразу купить завтрак, ужин, а также экскурсию на автобусе по Стокгольму, при этом было замечено, что экскурсию выкупить мы можем и на корабле в информационном отделе. Завтрак на два дня мы купили сразу и это, оказалось правильным решением, а вот с экскурсией решили повременить. Больше всего смущало то, что экскурсионный автобус после обзорной экскурсии по Стокгольму и посещения музеев оставляет своих туристов в Старом городе и добираться до терминала приходится каждому самостоятельно. К тому же, посещение музеев, когда у туриста всего 5 часов в городе, а хочется посмотреть многое самостоятельно – весьма сомнительное мероприятие, но это мое мнение. Поэтому, когда в информационном отделе нам заявили, что осталось только одно место на экскурсионный автобус мы не знали радоваться или огорчаться. В чем не оставалось сомнения, так это то, что необходимо купить заранее на судне одноразовые билеты на общественный транспорт. Вот это важная часть, ибо разбираться с покупкой билетов после высадки будет хлопотно. Важно запомнить, что один одноразовый билет действует в течении 70 минут – это значит, например, вы сели в автобус, просканировали билет, далее пересели в метро, просканировали снова его и так далее, главное помнить, что от первого сканирования до следующего не должно пройти больше 70 минут, хотя нам объясняли, что 10-12 минут никто штрафовать не будет.
Вечер на корабле пролетел быстро, да и как могло быть иначе при таком изобилии развлечений. Сначала был занят всем, что фотографируется, потом опробовал несколько бокалов пива, жена почти на два часа переселилась в дьюти фри, посмотрели музыкальные шоу, уделил внимание напитку из смеси джина с тоником, поучаствовали в лотереи и в полночь отправились на свои нары. Был немного расстроен — никакой качки, полный штиль, бокал с пивом стоял неподвижно, посуда в барах не звенела, народ вел себя адекватно, все передвигались на ногах без помощи рук, за поручни никто не держался, в желудках у всех оставалось все накопленное.
Наутро проснулся рано, надо было не пропустить Стокгольмский фьорд, друзья заранее предупредили, что должно понравиться, да и еще как-то совместить с завтраком. Хоть и ветрено было, но дождя не было. Удивило, что на палубах почти никого, по- видимому, народ после ночного веселья еще досыпал. Плыть среди маленьких островов интересно, все время не покидала мысль,- как же народ умудряется жить среди воды на этих крохотных участках земли. В конце концов, насмотревшись, пора было будить жену и идти завтракать.
Стокгольм. Сойдя с корабля,(10:30) мы устремились вместе с потоком людей туда, куда все. Услышав русскую речь, познакомились с ребятами из Украины, оказалось они здесь не первый раз, приехали после отпуска на работу в эту страну. Вот они нам и объяснили, как добраться до Старого города, посоветовав вмести с ними, сначала добраться до метро. В Старый город от терминала можно добраться автобусом 76 или метро. Остановка автобуса ближе чем метро, но время в пути на автобусе будет затрачено больше. Ближайшее метро от терминала именуется “Garder”, конечная в Старом городе, где выйти “Gamla stan”. Чтобы легче ориентироваться в городе, на корабле в информационном отделе можно взять карту города. Вещи можно оставить в каюте, удобно, не надо таскать, хотя жена зонтик прихватила, который так и не понадобился. Народ местный добрый, когда возвращались мы заблудились, не могли определить в метро в какую сторону ехать,так служащий метро сначала по компу убедился куда нам надо и только потом довел нас до нужной платформы метро. Что напрягает, так это мало времени на ознакомление с городом, постоянно в голове — к 16 часам надо вернуться. Интересно, вроде бы дух города чуть ухватили, но это такая малость, поэтому “ох и ах” не имею права пересказывать, только несколько фото. Успели зайти в кафе, быть и не зайти грех, повторяю, вот только расслабиться полностью не удалось,… время, время. Цены довольно серьезные, — два кофе и что-то вроде булочки обошлось в 162 кроны. Стоит ли менять деньги или по карточке? Мы обменяли, на судне, есть контора обмена. И последнее, корабль в Стокгольм был заполнен может максимум на две третьих, а вот, когда возвращались был заполнен полностью. Народ как мы поняли в основном латыши, много, шведов или финнов, не разобрался, а из русскоязычных больше было с Украины. Вечерняя программа идет на латышском, хотя в «ответственные, необходимые» моменты, например, лотерея — на русском.
Что хотелось бы еще сказать, но это не правило, только мое мнение. Первое, ехать надо, но веселее будет, когда эта поездка вместе с детьми или друзьями. Второе, 5 часов в городе очень мало, невозможно расслабиться, например, у нас сейчас в плане: — туда на “Изабелле”, одна ночь в Стокгольме, обратно на “Романтике”, (паромы ходят попеременно, поэтому если ночевка, то корабль будет другой) да, будет дороже. Третье, мне никогда, вне зависимости от севера или юга, не было жарко на открытой палубе. И четвертое, машину тащить с собой на паром может и есть смысл, но хотя бы на срок не менее двух, трех дней, (опыт друзей) а так платить 220 евро … весьма сомнительно.
До встречи, Стокгольм!